Логотип сайта Многодетная семья. Ру

Многодетная
семья

из Тольятти

Гостевая книга 
Форум               

Цикл статей "О русских для иностранцев и не только"

Православный
календарь
2016 г.

2015 г.
2014 г.

2013 г.
2012 г.

Бесплатные юридические консультации

Многодетная семья в России - новости

Почему болеют дети и как с этим бороться?

Онлайн игры для всей семьи.

Кредиты для семьи - большой выбор.

Туризм и отдых для всей семьи.

Социальная сеть твой авто

Поручите организовать питание на поминки, 9 и 40 дней во Владимире нам! Блюда недорогие и вкусные!

 

ФотоТольятти
Театр кукол г. Тольятти
Гостиница Жигули г. Тольятти
Центральная площадь г. Тольятти
Памятник строителям КуйбышевГидростроя. г. Тольятти Центральный парк
ДК СинтезКаучук г. Тольятти
Загс г. Тольятти Центральный район
Дума г. Тольятти Центральный район
Кинотеатр Буревестник г. Тольятти
Памятник узникам г. Тольятти
Памятник героям г. Тольятти. Площадь Свободы.

Спасо-Преображенский собор г. Тольятти

Круг жизни

человека
Звонница святого Николая на Центральной площади. г. Тольятти

Поминки, помин, поминание. Обряд в память об умершем


Главная            

   Поминки (помин, поминание) обряд в память об умершем родственнике, проводившийся членами его семьи.
       Необходимость поминать умершего родственника была связана с христианскими представлениями, адаптированными народным сознанием. Верили, что душа умершего в течение сорока дней находится на земле и навещает места, которые человек посещал при жизни, прилетая на ночь в родной дом. Через сорок дней душа отправляется в загробный мир и летит туда в течение года, встречая на пути множество препятствий. В годовщину смерти она приходит на тот свет, где ее встречают души предков. Поминки, по народным представлениям, были необходимы для облегчения страданий души умершего, особенно в первые сорок дней, когда она еще тесно связана с этим миром, а также для того, чтобы сделать ее путь в загробный мир более легким, снять с умершего грехи.
     Поминки проводились в течение года после кончины человека в определенные дни: на третий день после смерти, который совпадал, как правило, с днем погребения (см. Похороны), на девятый, сороковой и в ее годовщину. Народное толкование выбора именно этих дней для поминок не очень отличалось от толко­ваний, предлагаемых официальной Церковью. Русские люди считали, что поминки третьего дня надо проводить для того, чтобы Бог воскресил умершего для будущей блаженной жизни, как Он воскресил Иисуса Христа на третий день после смерти; поминки девятого дня необходимы для того, чтобы Бог причислил умершего к лику святых угодников, которые подразделялись на девять чинов ангельских. В сороковой день нужно поминать умершего, чтобы Иисус Христос, вознесшийся на небо на сороковой день, вознес его в небесную обитель. Верили, что в этот день душа умершего покидала дом, где она находилась сорок дней, и отправлялась в далекий путь в «иной» мир. Годовщина смерти требует поминания потому, что в этот день бессмертная душа рождается вновь для жизни вечной. В некоторых местностях России отмечали также шестой, двадцатый (двадцать первый) день после смерти, а также полгода со дня смерти.
       Поминки проходили примерно одинаково на всей территории России. Они включали в себя посещение храма и могилы усопшего всеми родственниками, раздачу милостыни и поми­нальный обед.
      Домашние молитвы и посещение храма были обязательной частью поминок. В доме читалась молитва: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих и всех усопших сродников и благодетелей моих, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное». В церквях проводились по заказу родственников умершего заупокойные обедни, а также панихиды, т. е. короткие службы, состоящие из молитв о прощении грехов и упокоении в Царстве Небесном умершего. Богатые люди могли заказать в храме сорокоуст, т. е. поминовение, которое совершается в течение сорока дней после смерти со служением заупокойной литургии и панихиды. В конце заупокойной литур­гии родственники умершего раздавали всем присутствовавшим просфоры со словами: «Помяни раба Божьего (имярек)» — и угощали церковный причт в доме священника или псаломщика пирогами.
     После посещения храма полагалось посетить могилу усопшего. Собравшиеся около нее родственники сначала молились, а после молитвы начиналось оплакивание умершего женщинами.

А. И. Корзухин. Поминки на кладбище. 1865. Масло

 

А. И. Корзухин. Поминки на кладбище. 1865. Масло

      Затем все присутствовавшие, помянув умершего кутьей — блюдом из разваренного риса с сахаром и изюмом или из распаренных с медом зерен пшеницы (ячменя), медовой сытой — медом, разбавленным водой, отправлялись в дом умершего на поминальный обед.
       Обед обычно начинался с чтения молитвы всеми присутствовавшими. Обязательными поминальными блюдами были кутья, медовая сыта и овсяный (ржаной, клюквенный) кисель. При этом обед начинался с кутьи, а заканчивался киселем или медом. На Европейском Севере в качестве поминального блюда подавали рыбный пирог, а в южнорусских губерниях — блины. Помимо этой готовили и обычную еду, скоромную или постную, в зависимости от дня, на который приходились поминки.
       Русские крестьяне верили в то, что на поминальных трапезах присутствует сам умерший. Во многих местностях России трапезам предшествовали «поиски покойника», т. е. ритуальный обход жилых и хозяйственных помещений с целью обнаружить умершего и пригласить его за поминальный стол. В некоторых деревнях близкий родственник умершего перед началом обеда выходил на дорогу, ведущую в сторону кладбища, и приглашал его прийти в дом: «Приди, родимый, посиди!» Считалось, что покойник — хозяин на своих поминках, это его пир и его гости. Покойнику оставляли за столом самое почетное хозяйское место: в переднем углу под божницей; ставили для него на конец стола под скатерть миску, чарку водки, ковш с пивом, выкладывали хлеб и ложку. При каждой смене блюд в миску клали немного еды со словами: «Покушай, родимый, покушай».
        Каждая из поминальных семейных трапез имела свои особенности. Обед в день погребения собирал довольно много народа. Приходили все люди, так или иначе занятые в похоронах, а также церковный причт. На обед могли прийти по приглашению и без приглашения все соседи, друзья и родственники. Поминки девятого дня носили узкосемейный характер. На них присутствовали только близкие родственники, а поминальная трапеза, как и трапеза погребального дня, не была обильной.
       Сороковины (сорочины), т. е. сороковой день после смерти, от других поминальных дней отличались сложностью обрядовых действий и особой торжественностью. В этот день собравшиеся в

Похороны.
Поминки на кладбище. 1987. Деревня Шумилове, Смоленская обл. Фото
Полотенце — место обитания души покойного в течение 40 дней после смерти. 1983. Деревня Шумилове, Смоленская обл. Фото

Похороны.
Поминки на кладбище. 1987. Деревня Шумилове, Смоленская обл. Фото
Полотенце — место обитания души покойного в течение 40 дней после смерти. 1983. Деревня Шумилове, Смоленская обл. Фото

доме умершего провожали его душу в загробный мир. По традиции, на проводы души необходимо было пригласить возможно большее количество людей: близких и дальних родственников, соседей, а если провожали душу известного и богатого человека, то необходимо было приветливо встретить, накормить приходивших к дому нищих, богомолок, странников. Хозяева должны были приготовить для всех обильное угощение с большим количеством хмельных напитков. Перед домом обычно ставился стол с поминанием, т. е. с кутьей и медовой сытой. Приходившие на поминки люди отведывали поминания, читали короткую молит­ву и лишь затем проходили в дом. После окончания обеда все отправлялись провожать покойника в «иной» мир. Это проходило в разных местностях по-разному. В одних деревнях все присутствовавшие, взяв с собой кисель, шли на кладбище. Там они кланя­лись, читали молитвы, выпивали взятый с собой кисель, а затем возвращались домой. В других местах родные, выйдя за околицу, вытряхивали в сторону кладбища полотенце, на котором, по поверью, все сорок дней отдыхала душа усопшего. В некоторых губерниях Европейской России на сороковинах выбирался специальный человек — проводник души в «иной» мир. Это мог быть священник, дьячок или обмывалыцик (обмывалыцица). В Пермской губернии обмывалыцик переодевался в одежду умершего, изображая его самого. Ему давалась в руки котомка с вещами, которые, по поверью, могли пригодиться в пути: полотенце с иконы, скатерть со стола, чашка, ложка, нитки, иголки, хлеб. Обмывалыцик выходил с котомкой из дома и останавливался на улице для прощания. Каждый из присутствовавших на сорочинах подходил к нему со словами: «Прощается с тобой дитя твое (мать твоя, отец твой...)». Распрощавшись со всеми, обмывальщик уходил из деревни.
       Важной особенностью поминок, прежде всего поминок сорокового дня, была раздача милостыни. Это были вещи, принадлежавшие умершему: платки, полотенца, отрезы ткани. Дар получали все, кто помогал на похоронах. Получивший дар должен был молиться о новопреставленном.Поминки, проводившиеся по умершему человеку, объединяли членов семьи и близких людей, связанных кровным родством или свойством, формировали чувство близости с сельской общиной, давали надежду на дальнейшую поддержку и заботу

 

 

 

Назад 1   2   3   4  

 

О сайте||Карта сайта||Контакты||©2009 mnogodetnaya-semya
По поводу размещения рекламы на страницах сайта переходите
по ссылке -
реклама на сайте Многодетная семья.Ру