Логотип сайта Многодетная семья. Ру

Многодетная
семья

из Тольятти

Гостевая книга 
Форум               

Цикл статей "О русских для иностранцев и не только"

Православный
календарь
2016 г.

2015 г.
2014 г.

2013 г.
2012 г.

Бесплатные юридические консультации

Многодетная семья в России - новости

Почему болеют дети и как с этим бороться?

Онлайн игры для всей семьи.

Кредиты для семьи - большой выбор.

Туризм и отдых для всей семьи.

Социальная сеть твой авто

Секреты православной кухни

 

ФотоТольятти
Театр кукол г. Тольятти
Гостиница Жигули г. Тольятти
Центральная площадь г. Тольятти
Памятник строителям КуйбышевГидростроя. г. Тольятти Центральный парк
ДК СинтезКаучук г. Тольятти
Загс г. Тольятти Центральный район
Дума г. Тольятти Центральный район
Кинотеатр Буревестник г. Тольятти
Памятник узникам г. Тольятти
Памятник героям г. Тольятти. Площадь Свободы.

герб г. Тольятти

Многодетная семья
из Тольятти.
Круг жизни человека.

памятник В.Н. Татищеву, оснавателю г. Тольятти

Родины-серия ритуальных действий, проводившихся во время родов.


Главная            

     

   Родины — серия ритуальных действий, проводившихся во время родов и в первые месяцы жизни ребенка.
Родильные обряды основывались на древних мифологических представлениях о сущности новорожденного и сочетались с

И. Л. Пелевин. Первенец. 1888. Масло

И. Л. Пелевин. Первенец. 1888. Масло

   практическим опытом и медицинскими знаниями, передаваемыми из поколения в поколение.
       Новорожденный воспринимался как существо лиминалыюе, т. е. находящееся на границе миров, как своеобразный природный материал, подлежащий «очеловечиванию», превращению в полноценного представителя земного мира. Считалось, новоро­жденный ребенок несет в мир людей опасность и враждебность «потустороннего» мира. Эти представления в известной степе­ни перекликались с христианской идеей о первородном грехе человека.
       Магические действия, совершаемые при родах, были направлены на принятие ребенка в «наш» мир и защиту его от нечистой силы, а также защиту людей и жилища от этой опасности. Обрядовые действия выполнялись обычно повитухой, принимавшей у роженицы ребенка. Первым шагом было обрезание пуповины и захоронение плаценты. Эти обязательные процедуры сопровождались произнесением повитухой специальных заговоров. Пуповину перевязывали волосами матери и помещали на божницу; плаценту захоранивали в доме — под печью, под порогом, под святым углом, нашептывая разного рода заговоры. Ритуальное прятанье пуповины, плаценты и последа объяснялось тем, что через них можно было нанести вред ребенку и роженице.
        Магическое отделение новорожденного от «потустороннего» мира осуществлялось также во время обтирания и обмывания ребенка. На мифологическом уровне эти действия повитухи рассматривались как смывание инородного, «чужого». Совершая их, повитуха произносила заклинания, перекрещивала ребенка, во­ду, полотенце или мужскую рубаху, которой, по обычаю, обтирали новорожденного, окропляла его святой водой. Кроме того, в воду бросали различного рода предметы, обладавшие, по представлениям крестьян, особой сакральной силой: серебряные мо­неты, кусочки хлеба, зерно, яйцо.

Крестьянская семья. Начало XXв. Центральная Россия. Фото

 

Крестьянская семья. Начало XXв. Центральная Россия. Фото

       Повитуха «доделывала» и «перепекала» ребенка. При «доделывании» она выправляла головку, тельце, ножки и ручки новорожденного. «Перспскание» же применялось только в том случае, если ребенок рождался слабым. Привязав к хлебной лопате, новорожденного задвигали в теплую печь. Это означало, что ребенка отправили на «дозревание» в тот мир, из которого он появился.
       Чтобы у новорожденного «открылись» глаза, ему клали на веки две серебряные монетки, а чтобы «пробудить» слух — поднимали младенца вверх за уши. Способность ходить появлялась якобы только после разрезания ножом невидимых пут, стягивавших ножки младенца, а умение принимать пищу — после вручения ему в торжественной обстановке ложки.
       Параллельно с ритуалами формирования физического облика ребенка проводились обряды включения его в социальную сферу жизни. Первым из них был обряд крестин, во время которого совершался акт юридического оформления ребенка: наречения именем и принятия новорожденного в православную общину. Эту обязанность на себя брали крестные. Повитуха передавала им ребенка перед отъездом в церковь для совершения таинства крещения со словами: «Даем вам некрещеное, принесите нам крещеное». После возвращения из церкви следовал крестильный обед, во время которою происходило включение младенца в кол­лектив родственников и приобщение его к сакральным ценностям дома.
       В некоторых деревнях на сороковой день после рождения ребенка проводился обряд первого подлоясывания. Он заключался в том, что крестная мать подпоясывала своего крестника (крестницу) пояском с пожеланиями расти здоровым, красивым, трудолюбивым и добрым. После этого крестнику преподносились подарки, а затем устраивалось небольшое угощение. В далеком прошлом подпоясывайие являлось церковным обрядом, который проходил во время таинства крещения, однако к XIX в. этот элемент чинопоследования крещения был уже утрачен. Русские крестьяне считали этот обряд необходимым для включения ребенка в жизнь православного сообщества и осмысляли его как получение оберега.
       Проведение родин было в русской деревне обязательным, без их выполнения успешные роды, физическое и социальное развитие ребенка считались невозможными.


 

О сайте||Карта сайта||Контакты||©2009 mnogodetnaya-semya
По поводу размещения рекламы на страницах сайта переходите
по ссылке -
реклама на сайте Многодетная семья.Ру