Логотип сайта Многодетная семья. Ру

Многодетная
семья

из Тольятти

Гостевая книга 
Форум               

Цикл статей "О русских для иностранцев и не только"

Православный
календарь
2016 г.

2015 г.
2014 г.

2013 г.
2012 г.

Бесплатные юридические консультации

Многодетная семья в России - новости

Почему болеют дети и как с этим бороться?

Онлайн игры для всей семьи.

Кредиты для семьи - большой выбор.

Туризм и отдых для всей семьи.

Социальная сеть твой авто

Секреты православной кухни

 

ФотоТольятти
Театр кукол г. Тольятти
Гостиница Жигули г. Тольятти
Центральная площадь г. Тольятти
Памятник строителям КуйбышевГидростроя. г. Тольятти Центральный парк
ДК СинтезКаучук г. Тольятти
Загс г. Тольятти Центральный район
Дума г. Тольятти Центральный район
Кинотеатр Буревестник г. Тольятти
Памятник узникам г. Тольятти
Памятник героям г. Тольятти. Площадь Свободы.

Взаимоотношения на любви и взаимном уважении.
Семья.

памятник В.Н. Татищеву, оснавателю г. Тольятти

Семья. Взаимоотношения на любви и взаимном уважении.


Главная            

ФотоТольятти
Театр кукол г. Тольятти
Гостиница Жигули г. Тольятти
Центральная площадь г. Тольятти
Памятник строителям КуйбышевГидростроя. г. Тольятти Центральный парк
ДК СинтезКаучук г. Тольятти
Загс г. Тольятти Центральный район
Дума г. Тольятти Центральный район
Кинотеатр Буревестник г. Тольятти
Памятник узникам г. Тольятти
Памятник героям г. Тольятти. Площадь Свободы.

   Взаимоотношения членов семьи строились, конечно, не только на подчинении, но и на любви и взаимном уважении. Известный вологодский этнограф Н. А. Иваницкий, опубликовавший огромный материал о быте крестьян Вологодской губернии, писал, что «сердечные отношения между мужем и женой сохраняются до конца жизни», а «чувство любви — главный стимул, заставляющий человека трудиться и заботиться о приобретении собственности ввиду будущего блага своей семьи» (Иваницкий 1890, 57-58).
     В случае утраты добрых отношений между мужем и женой прибегали к различным магическим средствам для их восстановления: использовали заговоры, «приворотные» мази, отвары, «наговорную» воду. Например, «чтоб с женою жить в совете», надо было на утренней заре три раза прочитать: «Пресвятая Богородица, Знамение Христово, Матерь Божия, знаменовала ты Господа нашего истинного Христа, знаменуй ты нас, рабов своих (имярек) тако ж де. И как мы, рабыне Божие, в любви и совете сходились, и так же мы, рабы, под одним венцом стояли у Христа и закон Божий принимали, и одну чару перепивали, и нам тако ж рабыням своим Божиим (имярек) жити в любве и в совете отныне и до века. Ныне и присно и во веки веков, аминь. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу отныне и до века!» (Отреченное чте­ние... 2002, 103).
     Разводы в русской деревне были большой редкостью и вызывали искреннее возмущение родственников, свойственников и односельчан. Развод мужчины и женщины, долго живших в супружестве и имевших детей, представлялся совершенно недопустимым. Молодые пары могли развестись по причине бесплодия жены или неспособности мужа к выполнению супружеских обязанностей. Негативное отношение к разводам было обусловлено представлениями о браке как союзе людей, заключенном на небесах по Божьему повелению: что соединено Богом, не может быть расторгнуто людьми.
М. Шибанов. Крестьянский обед. 1774. Масло

М. Шибанов. Крестьянский обед. 1774. Масло

     Отношения родителей и детей также отличались взаимной любовью. Строгость по отношению к детям, принятая в семье, не мешала родителям проявлять к ним «ласкоту». Взрослые дети тоже получали свою долю родительской ласки и теплоты. В старинном охранительном заговоре родительская любовь к взросло­му сыну выражается так: «Заговариваю я своего ненаглядного дитятку над чашею брачною, над свежею водою, над платом венчальным, над свечою обручального. Умываю я своего дитятку в чистое личико, утираю платом венчальным его уста сахарные, очи ясные, чело думное, ланиты красные, освещаю свечою обручального его становой кафтан, его осанку соболиную, его подпоясь узорчатую, его коты шитые, его кудри русые, его лицо моло­децкое, его поступь борзую. Будь ты, мое дитятко ненаглядное, светлее солнышка, милее вешнего дня, светлее ключевой воды, белее ярого воска, крепче каменя горючего — алатыря. ...А будь ты, мое дитятко, моим словом крепким в нощи и полунощи, в часу и получасье, в пути и дороженьке, во сне и наяву укрыт от силы вражьей, от нечистых духов, сбережен от смерти напрасныя, от горя, от еды, сохранен на воде от потопления, укрыт в огне от сгорания. А придет твой час смертный, и ты вспомяни, мое дитятко, про нашу любовь ласковую, про наши хлеб-соль роскошные; обернись на родину славную, ударь ей челом седмерижды семь, распростись с родными и кровными, припади к сырой зем­ле и засни сном сладким и непробудным» {Антология педагогической мысли 1985,34—35).
      Правда, русские люди считали, что проявлять слишком горячую любовь к сыну или дочери неразумно. В поучении средневекового философа Симеона Полоцкого говорилось: «Вредоносна излишняя любовь родителей к детям. Как вино, в меру употребляемое, веселит и здоровит, без меры выпитое разума лишает и болезнь вызывает, так и любовь родителей к детям. Если по достоинству — полезна и родившимся и рожденным. Если выше меры — вред творит и тем и другим. Одних в развращение попущает, другим же печаль и болезнь от развращения первых содевает» (Антология педагогической мысли 1985,341).
     Взаимные любовь и уважение внутри семьи выражались в использовании ласково-уважительных обращений к членам семьи: мамонька, матушка, бабонька, тятенька, дедонька, невестушка, золовушка. В письмах русских людей разных сословий к женам можно найти много ласковых слов. Крестьянин Иван Худяков, например, в письме к своей жене, отправленном в 1797 г., называл ее «премноголюбезной и дрожайшей», «чести хранительницей», «здравия нашего пресугубой покровительницей».
     Естественно, что взаимоотношения людей не во всех семьях были столь безоблачными. Случаи дурного отношения мужа к жене, свекрови к невестке, враждебность между братьями и их женами, жестокое отношение к детям и беспомощным старым родителям — все это также имело место, но не было типичным

 
Праздничная трапеза. Начало XXв. Фото

 

Праздничная трапеза. Начало XXв. Фото

явлением семейной жизни. Деревенское сообщество неодобрительно относилось к семьям, в которых отсутствовал «лад», однако редко вмешивалось в их жизнь. Внешним выражением это­го неодобрения являлось нежелание вступать с членами таких семей в брачные отношения, стремление держаться подальше.
  Через семью новым поколениям передавались главные нравственноэтические принципы. Основной постулат жизни русского человека звучал так: жить надо «по законам Божьим, по заповедям Господним и по отеческому преданию» (Домострой 1992, 50). Это означало, что человек должен быть трудолюбивым, милосердным, смиренным, терпеливым, уважительным к людям, верным долгу, сохранять честь и достоинство, любить свое отечество. При этом в системе нравственных ценностей семьи главное место занимал труд: «Без труда нет добра». Наряду с трудолюбием ценилось добролюбие. Это понятие было достаточно широким, но прежде всего включало в себя установку на доброжелательное отношение к людям, сострадание к обездоленным и несчастным, на готовность помочь нуждающимся. Русские считали, и внушали это своим детям, что «добрым путем Бог правит». Путь добра приятен и легок: «С добром жить хорошо», «Доброе дело и в воде не тонет», перед ним пасует всякое зло: «Не устоять худу против добра».

 

<< Предыдущая

   

О сайте||Карта сайта||Контакты||©2009 mnogodetnaya-semya
По поводу размещения рекламы на страницах сайта переходите
по ссылке -
реклама на сайте Многодетная семья.Ру