Логотип сайта Многодетная семья. Ру

Многодетная
семья

из Тольятти

Гостевая книга 
Форум               

Цикл статей "О русских для иностранцев и не только"

Православный
календарь
2016 г.

2015 г.
2014 г.

2013 г.
2012 г.

Бесплатные юридические консультации

Многодетная семья в России - новости

Почему болеют дети и как с этим бороться?

Онлайн игры для всей семьи.

Кредиты для семьи - большой выбор.

Туризм и отдых для всей семьи.

Социальная сеть твой авто

Секреты православной кухни

 

ФотоТольятти
Театр кукол г. Тольятти
Гостиница Жигули г. Тольятти
Центральная площадь г. Тольятти
 
ДК СинтезКаучук г. ТольяттиПамятник строителям КуйбышевГидростроя. г. Тольятти Центральный парк
Загс г. Тольятти Центральный район
Дума г. Тольятти Центральный район
Кинотеатр Буревестник г. Тольятти
Памятник узникам г. Тольятти
Памятник героям г. Тольятти. Площадь Свободы.

Круг жизни человека.
Смерть, обмывание,
обряжение.

памятник В.Н. Татищеву в г. Тольятти

Смерть. Обмывание. Обряжение. Благословение
умирающего.


Главная            


      Для близких родственников считалось важным получить благословение умирающего на дальнейшую жизнь, попросить у него прощения за причиненные обиды, облегчить его мучения, помочь его душе выйти из тела. Умирающему давали в руки икону, которой он осенял крестообразно каждого подходившего к смертному ложу. Старались также получить от умирающего человека наказ, т. е. распоряжение, своего рода совет на дальнейшую жизнь, который необходимо было не только принять к сведению, но и выполнить. Считалось, что человек, находящийся на грани жизни и смерти, получает знания о будущем, полезные остающимся на земле людям.
     Люди, находящиеся у постели умирающего, должны были позаботиться о том, чтобы кончина была сравнительно легкой, постараться облегчить переход души, расстающейся с телом, в «иной» мир. Прежде всего, во время агонии должна была соблюдаться полная тишина, запрещалось плакать, причитать. Громкое выражение горя, по поверью, могло испугать душу, выходящую из тела, «сбить ее с пути». Во время агонии можно было только молиться. Молитва рассматривалась в данном случае как помощь ангелу, борющемуся у постели с чертом за душу

А. Г. Венецианов. Причащение умирающей. 1839. Масло

А. Г. Венецианов. Причащение умирающей. 1839. Масло

     умирающего: «Ангел Господень, возьми душу на свои рученьки». Если больной умирал трудно и мучительно, то проводились специальные ритуалы, помогавшие ему или его душе совершить переход в иное пространство. Умирающего перекладывали на пол, чтобы он был «ближе к земле», подстилали под не­го солому: «Пришел в мир на соломе и ушел из мира на соломе», укладывали его вдоль матицы — параллельно балкам потолка, чтобы «по путям было на тот свет идти», или на лавку под божницу, чтобы Бог помог умереть, и т. п. Желая помочь душе выйти из тела, расстегивали одежду умирающего, снимали печную заслонку, развязывали узлы, открывали окна, двери, замки, обливали святой водой.
      Смерть человека наступала, по поверью, в момент, когда душа покидала тело. Говорили, что умирающий расстался с душой, попрощался с ней, испустил дух, «сподобился с душеньки спуститься». Существовали особые приметы, свидетельствующие о том, что душа покинула тело: плеск в чаше с водой, поставленной у изголовья умирающего, колыхание полотенца, висящего недалеко от постели, появление бабочки на окне и т. п. Освободившаяся от тела душа, по поверью, садится на грудь к покойнику, летает кругами над покинутым ею телом, а затем, после похорон, в течение сорока дней посещает знакомые ей места, прилетая ночевать в родной дом. В это время в доме не тушат огня, оставляют для души на окне хлеб, воду, полотенце.
        Обмывание — ритуал, исполнявшийся через один-два часа после смерти человека.
В православной традиции значение этого ритуала связано с необходимостью предстать перед Богом в чистоте, полученной человеком в момент крещения.
Обмыванием покойника обычно занимались старые женщины и мужчины, а также девушки, давшие обет безбрачия. Молодым людям принимать участие в похоронной обрядности запрещалось, чтобы не утратить способность к деторождению. Считалось, что умерший человек обладает силой, пагубно воздействующей на все живое.
      Обмывание проводилось чаще всего в присутствии ближайших родственников под чтение молитв и причитания женщин. Покойника укладывали на полу поверх соломы или расстеленных досок, ногами к дверям, головой к божнице, а затем тщательно обмывали теплой водой из горшка с помощью мочалки и мыла, вытирали холщовой тряпкой и причесывали.После обмывания горшок обязательно разбивали, а осколки вместе с мылом, мочалкой, тряпкой, гребнем и соломой выбрасывали. Верили, что и вещи, соприкасавшиеся с покойником, приобретали омертвляющее свойство: место, куда была вылита вода после обмывания, становится бесплодным, а случайно наступивший на него здоровый человек — больным; неразбитый горшок, оставшийся в доме, мог вызвать приход мертвеца, а найденный кусок мыла — разлучить брачную пару, наслать бесплодие
       Обряжение — ритуал переодевания умершего в специальную «покойницкую» одежду.
Покойника обряжали сразу после его обмывания, причем делали это те же люди. Одежда, в которую обряжали покойника, называлась «смерятеная», «смертная», «покойницкая». Погребальная одежда, как правило, приготавливалась заранее — за несколько лет до смерти человека — и хранилась завязанной в специальный «смерятеной узел». От обычной одежды она отличалась материалом, цветом, покроем и способом шитья. Все предметы погребального костюма имели архаичный покрой, их шили из белой холщовой ткани (поневы — женская поясная одежда — шили из черной шерстяной ткани) на руках, суровыми нитками. При шитье стежки иголкой прокладывали обязательно «от себя», а нитку не закрепляли узлами. В некоторых деревнях иглу держали левой рукой, а ткань не разрезали ножницами, а рвали руками. Рубаха, надеваемая на умершего, не имела пуговиц, запонок, ее ворот завязывали тесьмой или суровыми нитками. На ноги покойнику надевали лапти, которые также плели особым способом, и завязывали их на ногах с помощью обор иначе, чем у живых людей. Голову умершей женщины покрывали платком, мужчин хоронили без головного убора. Верхнюю одежду заменял саван, сшитый из двух полотнищ ткани, с капюшоном, без рукавов и застежек.
    В некоторых областях России покойника обряжали иначе. В качестве погребальной в одних деревнях использовалась венчальная одежда: «В чем венчаться, в том и скончаться» — говори­ли русские люди; в других — праздничная одежда; в третьих — одежда, которую покойник носил перед смертью или в которой умер. Следует также отметить, что девушек, умерших в расцвете юности, почти повсюду хоронили в свадебном платье с венком из цветов на голове, а молодого неженатого парня — в праздничном костюме.
Каждого православного человека, умершего естественной смертью, хоронили с нательным крестом, надетым на шею, и венчиком на лбу в виде ленточки с текстом молитвы.


Назад 1 2 3 4 Вперёд

О сайте||Карта сайта||Контакты||©2009 mnogodetnaya-semya
По поводу размещения рекламы на страницах сайта переходите
по ссылке -
реклама на сайте Многодетная семья.Ру