Логотип сайта Многодетная семья. Ру

Многодетная
семья

из Тольятти

Гостевая книга 
Форум               

Цикл статей "О русских для иностранцев и не только"

Православный
календарь
2016 г.

2015 г.
2014 г.

2013 г.
2012 г.

Бесплатные юридические консультации

Многодетная семья в России - новости

Почему болеют дети и как с этим бороться?

Онлайн игры для всей семьи.

Кредиты для семьи - большой выбор.

Туризм и отдых для всей семьи.

Социальная сеть твой авто

Секреты православной кухни

 

ФотоТольятти
Театр кукол г. Тольятти
Гостиница Жигули г. Тольятти
Центральная площадь г. Тольятти
Памятник строителям КуйбышевГидростроя. г. Тольятти Центральный парк
ДК СинтезКаучук г. Тольятти
Загс г. Тольятти Центральный район
Дума г. Тольятти Центральный район
Кинотеатр Буревестник г. Тольятти
Памятник узникам г. Тольятти
Памятник героям г. Тольятти. Площадь Свободы.

Круг жизни человека.

памятник В.Н. Татищеву в г. Тольятти

Свадьба - форма заключения брака, создание семьи.


Главная            

ФотоТольятти
Театр кукол г. Тольятти
Гостиница Жигули г. Тольятти
Центральная площадь г. Тольятти
Памятник строителям КуйбышевГидростроя. г. Тольятти Центральный парк
ДК СинтезКаучук г. Тольятти
Загс г. Тольятти Центральный район
Дума г. Тольятти Центральный район
Кинотеатр Буревестник г. Тольятти
Памятник узникам г. Тольятти
Памятник героям г. Тольятти. Площадь Свободы.

  СВАДЬБА — форма заключения брака, ритуал общественно-религиозного санкционирования создания семьи.
       Свадьба представляла собой комплекс обрядов, совершавшихся в определенной последовательности по установленному традицией сценарию.
    Главными обрядами русской свадьбы были сватовство, сговор, девичник, венчание, брачная ночь, свадебный пир (см. Княжий стол). Каждый из обрядов нес определенную смысловую нагрузку. Сватовство представляло собой переговоры двух семей о возможном заключении брака между парнем и девушкой; обряд прощания невесты с девичеством был необходимым этапом перехода девушки в возрастную группу замужних женщин; венчание являлось религиозным и юридическим оформлением брака; брачная ночь — его физическим и правовым скреплением, главный свадебный пир означал коллективное одобрение брака. Последовательное исполнение каждого из этих обрядов рассматривалось как правильный путь создания семьи. Нарушение этой последовательности или невыполнение одного из свадебных об­рядов воспринималось как незавершенность события — несостоятельность брака.
      Кроме того, свадебный ритуал включал в себя множество обрядовых действий, исполнение которых не считалось обязательным. Например, обряд смотрин можно было исключить в том случае, если будущие жених и невеста жили в одной деревне. Если же посватавшийся парень был из малознакомой семьи, смотрины проводились по всем правилам. Если родители девушки и парня давно и хорошо знали друг друга, а желательность брака не вызывала сомнений, сватовство и сговор прохо­дили одновременно.
     Характерной чертой свадебного ритуала было также его локальное многообразие при единстве общей схемы. Так, в северных губерниях Европейской России и в Сибири был широко распространен обряд посещения невестой бани, входивший в серию обрядов прощания с девичеством. Для южнорусских свадеб был характерен каравайный обряд. Некоторые обряды исполнялись только в конкретных областях России. Например, в псковских деревнях невеста со своими поезжанами должна была встретить поезд жениха на пути в церковь и положить жениху к ногам «красоту» — букет бумажных цветов. В других областях России жениху полагалось увезти невесту в церковь из дома ее родителей.


Отдал меня батюшка в немилую семью.Рис. с лубка.

      Свадебный обряд имел постоянный состав действующих лиц — свадебных чинов. Поведение чинов регламентировалось традицией, однако допускалась и некоторая импровизация. Глав­ными лицами были жених и невеста, вокруг которых объединялось все свадебное действо. При этом жених и невеста играли довольно пассивную роль. Невеста должна была проявлять покор­ность, любовь и благодарность к родителям, вырастившим ее, и демонстрировать нерасположение к жениху — «чужому чуженину»— и его родне. Жених должен был выказывать уважение и любовь к невесте. Активными участниками свадьбы являлись родители жениха и невесты, крестные, а также ближайшие родственники. Кроме того, в обрядах участвовали бояре (друзья и родст­венники жениха и невесты), сваты, тысяцкий, дружка, поддружья (помощники дружки), каравайницы (см. Каравайный обряд) и т. д. Особенно важную роль играл дружка — главный распорядитель свадьбы со стороны жениха. Он должен был следить за тем, чтобы свадьба справлялась в рамках традиции, веселить шутками и приговорами всех присутствующих, а также защищать ее участников от нечистой силы. В южнорусских деревнях важная роль отводилась каравайницам, выпекавшим свадебный каравай.
   Каждый свадебный чин имел специальный костюм или какой-либо элемент одежды, украшение. Так, например, невеста несколько раз переодевала костюмы, демонстрируя изменения в своем статусе на протяжении ритуала. На первом, «плакальном» этапе свадьбы невеста должна была носить одежду траурных цветов — черную и белую, закрывать лицо платком или полотенцем. Во время венчания и брачного пира «молодой княгине» полагалось быть нарядно одетой. После брачной ночи, на следующий день свадьбы, молодуха должна была показаться свадебникам в самом нарядном, ярком костюме и в женском головном уборе. Жених носил, как правило, ширинку — вышитый квадратный платок, прикрепленный к шляпе, букетик цветов, заткнутый за шляпную ленту, полотенце, наброшенное на плечи или подвя-

Куклы для игры в «свадьбу»: в верхнем ряду — «жених» (в красной рубахе) и «невеста» (в золотой парчовой повязке). Вторая половина XXв. Архангельская обл.

Куклы для игры в «свадьбу»: в верхнем ряду — «жених» (в красной рубахе) и «невеста» (в золотой парчовой повязке). Вторая половина XXв. Архангельская обл.

      занное вместо пояса. Сватов обычно отличали по перевязанным через плечо вышитым полотенцам или надетым на руки красивым перчаткам; дружка ходил с кнутом.
       Свадебные обряды, представлявшие собой развернутое театрализованное действие, органично включали в себя специальные песни, плачи, приговоры, присказки, заговоры, игры, танцы. Многие свадебные песни, причеты по своей художественной вы­разительности и яркости стали шедеврами народного музыкального и поэтического творчества.
     Основой русского свадебного ритуала являлась сложная контаминация мифологических представлений древности и христианских идей. Так, например, в него вошли действия, отражающие древнейшие представления об умирании души девушки во время ее перехода в группу замужних женщин и получении ею после брачной ночи души молодухи. Другие обряды восходили к культу предков: плач невесты-сироты на могиле родителей с просьбой благословить ее на брак, прощание с печью при выходе из дома в день венчания и т. п. Многие магические действия, совершавшиеся во время свадьбы, как оберегающие, так и продуцирующие, также носили ярко выраженный языческий характер. Стремление защитить молодых людей, вступающих в брак, от сглаза, порчи, вообще любого действия враждебной потусторонней силы заставляло людей закрывать лицо невесты платком или полотенцем, втыкать в ее одежду и одежду жениха иголки, читать заговоры, размахивать кнутом, стрелять вслед свадебному поезду, выбирать окольный путь к церкви. Чтобы обеспечить молодым многодетность и богатство, их обсыпали зерном и хмелем, сажали на шубу, вывернутую мехом наружу, угощали курицей. Все эти действия органично соединялись с молитвами, обращенными к Иисусу Христу, Богоматери, св. Николаю Угоднику. Русские крестьяне придавали большое значение родительскому благословению, обращались с просьбой о защите к христианским святым, имена которых включали в старинные причитания.
        Русский свадебный ритуал, известный нам в основном по материалам XIX — первой четверти XX в., сложился, как предполагается, к середине XIV в. на базе общеславянского свадебного обряда. В письменных источниках этого времени дается краткое описание свадеб с употреблением привычных нам слов: «свадьба», «венчание», «жених», «невеста», «сваты». Сохранились так­же старинные миниатюры и рисунки, на которых изображены свадебные пиры и брачные обряды. В XVI в., судя по описаниям княжеских свадеб, в частности свадьбы дочери Ивана Третьего с князем Холмским в 1500 г., великого князя Василия Ивановича и Елены Глинской в 1526 г. и др., уже сложились основные этапы свадебного ритуала, определилась номенклатура свадебных чи­нов и их функции, появилась особая свадебная одежда, пища, атрибутика, свадебный фольклор.
      Во второй половине XVII в. в народный обряд стали активно проникать традиции Православной Церкви: появился ритуал родительского благословения, стало обязательным для всех слоев общества венчание. Народный же обряд официальными лицами стал осуждаться как «бесовское действие», о котором «странно не токмо рещи, но и помыслити». В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче был даже издан указ, осуждавший многие обрядовые действия народной свадьбы. В указе говорилось: «Да в городах же и у уездных людей у многих бывают на свадьбах всякие безчинники и сквернословцы и скоморохи, со всякими бесовскими играми, и уклоняются православные христиане к бесовским прелестям и ко пьянству, а отцов духовных и по приходам попов и учительных людей наказанья не слушают, и за то наказаны отцом духовным и приходским попом и учительным людям поругание и укоризну и бесчестье и налог делают». «Бесчинствующих» людей указ предписывал бить батогами, а их музыкальные инструменты — «всякие гудебные бесовские сосуды» — ломать и сжигать {Русские 1997, 468).


<--Назад  

О сайте||Карта сайта||Контакты||©2009 mnogodetnaya-semya
По поводу размещения рекламы на страницах сайта переходите
по ссылке -
реклама на сайте Многодетная семья.Ру