Логотип сайта Многодетная семья. Ру

Многодетная
семья

из Тольятти

Гостевая книга 
Форум               

Цикл статей "О русских для иностранцев и не только"

Православный
календарь
2016 г.

2015 г.
2014 г.

2013 г.
2012 г.

Бесплатные юридические консультации

Многодетная семья в России - новости

Почему болеют дети и как с этим бороться?

Онлайн игры для всей семьи.

Кредиты для семьи - большой выбор.

Туризм и отдых для всей семьи.

Социальная сеть твой авто

 

ФотоТольятти
Театр кукол г. Тольятти
Гостиница Жигули г. Тольятти
Центральная площадь г. Тольятти
Памятник строителям КуйбышевГидростроя. г. Тольятти Центральный парк
ДК СинтезКаучук г. Тольятти
Загс г. Тольятти Центральный район
Дума г. Тольятти Центральный район
Кинотеатр Буревестник г. Тольятти
Памятник узникам г. Тольятти
Памятник героям г. Тольятти. Площадь Свободы.

Многодетная семья
из Тольятти.
Круг жизни человека.

памятник В.Н. Татищеву в г. Тольятти

Свадебный поезд, выкуп невесты.


Главная            

       Первым к дому подходил дружка. Размахивая кнутом, он очищал дорогу поезжанам от нечистой силы, бил кнутом по воротам, требовал открыть их. На вопрос девушек: «Кто стучит?» — отвечал: «Я дружка, верная служка!» Девушки и дружка начинали переговариваться: девушки говорили, что дружка хочет принести беду в дом, дружка же отвечал, что он приехал «не за рожью, не за пшеницей, а за красной девицей. Был ли у вас до-
Свадебный поезд. Начало XXв. Фото

Свадебный поезд. Начало XXв. Фото

       говор с нашим женихом и невестой, что сегодняшний день у нас свадьба?». После вручения девушкам подарков дружка проходил в дом со словами: «Спасибо на амине, на добром слове, на благодатном доме», а затем проходили все поезжане.
      После этого в одних деревнях России жених и дружка искали спрятанную девушками невесту, в других — выкупали ее у брата. Подружки невесты «корили» поезжан за то, что они увозят де­вушку с собой, высмеивали их:
      Не белы наехали, — Чтой черные, как вороны, Чтой черные, как вороны, Да неумытые головы, Неумытые головы, Да не учесаны бороды.
      Насмешливые песни пелись и в адрес жениха:
      Твой жених не хорош, не пригож: На горбу-то роща выросла, Во этойто рощище грибы растут, Грибы растут березовые; В голове-то мышь гнездо свила, В бороде-то детей вывела. А на лбу-то хоть лапшу сучи, На бровях-то журавли клюют, А у глаз-то хоть спички сирь! В носу-то хоть кисель твори, А сквозь зубов хоть кисель цеди, На брилахто хоть блины пеки!
       Обрядовая игра, устраивавшаяся между партиями жениха и невесты, главным стержнем которой была демонстрация неприятия жениха и его дружины, имела в своей основе древние мифологические представления. Переход девушки в группу замужних женщин рассматривался как своего рода смерть, виновником которой принято было считать жениха и его дружину. В старинной свадебной песне говорится о том, как должна испугаться девуш­ка жениха:

А. Зубчанинов. Выкуп невесты. XIXв. Гравюра по рис. Н. Д. Дмитриева-Оренбургского

 

А. Зубчанинов. Выкуп невесты. XIXв. Гравюра по рис. Н. Д. Дмитриева-Оренбургского

      Да у нее сердце ужахнулоси,
У ней сердце ужахнулоси,
Да ретивое испугалоси,
Ретивое испугалоси.
Да за отца, за мать бросаласи,
За отца, за мать бросаласи,
Да за подружек хорониласи,
За подружек хорониласи:
«Да ох, родимая матушка,
Да ох, родимая матушка,
— Да это-то погубитель мой,
Это-то погубитель мой,
Да это-то разоритель мой,
Это-то разоритель мой».
       Обрядовое действие разыгрывалось как стремление спасти невесту, оградить ее от неминуемой символической гибели.
       После этого поезжане приглашались за стол (выводной стол) для угощения. Невеста и жених также садились за стол, но отка­зывались от пищи, и их место было с краю. Считалось, что перед таинствами, к которым относится и венчание, необходимо нравственное очищение и отказ от «плотских» удовольствий, в том числе и от еды. Кроме того, жених и невеста не должны были принимать пищу вместе со своими женатыми и замужними родственниками, это разрешалось только после брачной ночи, когда состоится переход жениха и невесты в новый социальный статус. После застолья отец невесты вручал свою дочь жениху и говорил о том, что он передает ее навсегда в распоряжение мужа: «У меня была умна, а ты учи как хочешь».
       В церковь жених и невеста ехали в разных санях: невеста рядом со свашкой, а жених — с тысяцким. К свадебному поезду присоединялись поезжане со стороны невесты: повозник, управлявший лошадьми, запряженными в сани невесты, крестные родители, ближайшие родственники невесты. Во главе свадебной процессии ехал дружка с поддружьями верхом на конях, за ним в санях жених с тысяцким, далее невеста со свашкой, а за ними все остальные родственники — бояре. На прощание остававшиеся дома родители невесты, подружки говорили: «Дай Бог под злат венец встать, дом нажить, детей водить».
      Свадебный поезд ехал очень быстро, звеня колокольчиками и бубенцами. Шумом давали знать всем, кто ехал навстречу, о его приближении. По русскому обычаю, все встречающиеся на пути свадебного поезда подводы должны были уступать ему дорогу. Во время пути в церковь участники свадебного поезда совершали определенные магические действия. Невеста, например, выехав за околицу родной деревни, открывала лицо, смотрела на удалявшиеся дома и выбрасывала в поле носовой платок, в котором «были собраны все ее горести». Бросая платок со словами: «Оставайся, горе, за чистым полем, белым камешком», она надеялась, что ее дальнейшая жизнь будет полна радости и счастья. Жених время от времени останавливал поезд, чтобы проведать невесту, узнать, не случилось ли с ней что-либо по пути, считавшемуся опасным, например, «не подложили ли вместо нее сноп». Дружка всю дорогу читал молитву-заговор, в которой просил: «Ой еси, Госпожа Пречистая Мати Божия, святыи Козма и Домьяна и святыи архаггилы Михайло и Гаврил, святыи Георгие, поставите, государи, около раба Божия (имярек) князя молодово и княгини молодые, около тысяцьково княжово и около бояр княжих и около запетников и оглобельников, и около всего княжего поезду, и круг меня, раба Божия (имярек), сторожа, поставьте град каменной, а тын булатной, и вереи булатные, и заборалу железную. И заградите, государи архаггилы, уста всякому ведуну, и ведуние, и вещице, и чарадею, и всякому злодею, кои подумает злую думу... <...> И государыня Царица Небесная,Пречистая Мати Божия, закрой, защити князя молодово ризою нетленною, и тысецкого, и кнеину молодую, и сваху княжею, и бояр, и весь поезд» (Отреченное чтение... 2002,218—219).

     

 

<--Назад  

 

О сайте||Карта сайта||Контакты||©2009 mnogodetnaya-semya
По поводу размещения рекламы на страницах сайта переходите
по ссылке -
реклама на сайте Многодетная семья.Ру