Логотип сайта Многодетная семья. Ру

Многодетная
семья

из Тольятти

Гостевая книга 
Форум               

Цикл статей "О русских для иностранцев и не только"

Православный
календарь
2016 г.

2015 г.
2014 г.

2013 г.
2012 г.

Бесплатные юридические консультации

Многодетная семья в России - новости

Почему болеют дети и как с этим бороться?

Онлайн игры для всей семьи.

Кредиты для семьи - большой выбор.

Туризм и отдых для всей семьи.

Социальная сеть твой авто

Секреты православной кухни

 

ФотоТольятти
Театр кукол г. Тольятти
Гостиница Жигули г. Тольятти
Центральная площадь г. Тольятти
Памятник строителям КуйбышевГидростроя. г. Тольятти Центральный парк
ДК СинтезКаучук г. Тольятти
Загс г. Тольятти Центральный район
Дума г. Тольятти Центральный район
Кинотеатр Буревестник г. Тольятти
Памятник узникам г. Тольятти
Памятник героям г. Тольятти. Площадь Свободы.

Зрелость - этап жизни человека.

памятник В.Н. Татищеву, оснавателю г. Тольятти

Зрелость - этап жизненного пути человека..


Главная            

ФотоТольятти
Театр кукол г. Тольятти
Гостиница Жигули г. Тольятти
Центральная площадь г. Тольятти
Памятник строителям КуйбышевГидростроя. г. Тольятти Центральный парк
ДК СинтезКаучук г. Тольятти
Загс г. Тольятти Центральный район
Дума г. Тольятти Центральный район
Кинотеатр Буревестник г. Тольятти
Памятник узникам г. Тольятти
Памятник героям г. Тольятти. Площадь Свободы.

   ЗРЕЛОСТЬ один из этапов жизненного пути человека.
        Началом этого этапа считалось рождение первого ребенка, окончанием — утрата способности к деторождению и труду. Замужних женщин в эту пору жизни называли бабами, женатых мужчин — мужиками.
        Внешний облик женатых мужчин и замужних женщин имел свои характерные отличия. Мужики обычно стригли волосы «в кружок», «под горшок», таким образом, что лоб, уши, часть шеи оказывались закрытыми волосами. Во многих местностях Рос­сии мужчины выстригали макушку-«гуменец» — такая прическа называлась «венцом» и была особенно распространена среди русского старообрядческого населения. Мужики обязательно должны были носить усы и бороду — признак житейской мудрости. Что касается одежды, то костюм мужчины включал в себя рубаху-косоворотку, всегда подпоясанную, подол которой был выпущен поверх узких штанов, заправленных в сапоги или лапти с онучами, шапку или шляпу. Европейская одежда, постепенно входившая в народный обиход со второй половины XIX в., счи­талась не совсем приемлемой для отца семейства, хозяина.
       Прическа и одежда замужней женщины также указывали на ее принадлежность к «бабьему сословию». Баба заплетала волосы на висках, в две косы укладывала их на лбу или закручивала на затылке узлом, а затем закрывала прическу головным убором: кокошником, сорокой, повойником или платком. Характерной чертой традиционного праздничного костюма женщины было наличие в нем большого количества предметов одежды, а также преобладание красного цвета. Так, например, в праздничный костюм женщин северных губерний Европейской России входили две рубахи, сарафан, душегрея (шугай, нарукавники), пояс, платок, накидывавшийся на плечи, чулки, кожаные туфли, а так­же множество украшений: ожерелье (бусы), серьги, браслеты, кольца. Рубаху, как правило, изготавливали из белой ткани и украшали красной вышивкой или тканым узором на оплечьях рукавов, груди и иногда на подоле. Для сарафана и душегреи выбирали яркокрасную, яркосинюю, зеленую шелковую ткань или блестящую парчу с цветочным орнаментом, платок покупали обычно красного цвета с желтыми, зелеными листьями и цвета-
Мужчина в верхней одежде. 1910-е. Вологодская губ. Фото

Мужчина в верхней одежде. 1910-е. Вологодская губ. Фото
Крестьянки. Начало XIXв. Орловская губ. Фото

ми. Женский костюм был настолько красочен, что вызывал удивление городских людей. Выражение «оделась как баба рязанская» долгое время использовалось для определения женщин, любивших одеваться слишком ярко с точки зрения европейской моды. Особенно сложными по составу и цветовой гамме были костюмы женщин из деревень Южной России. Специфически женской одеждой, которую имели право носить только бабы, считалась понева — поясная клетчатая одежда, которая называлась в XIX в. бабьим хомутом (выражение «надела поневу» обозначало замужество), а также нарядные головные уборы, плотно закрывавшие волосы, один вид которых сразу же указывал на замужество владелицы. Яркость костюма подчеркивала «бабью красоту» женщины, которая ассоциировалась с плодородием, способностью к деторождению.
      Главным жизненным предназначением женщин и мужчин считалось продолжение «родаплемени», т. е. рождение детей и их воспитание. Крестьяне с большим одобрением относились к семье, в которой было много здоровых, работящих, любящих родителей детей. Рождение детей рассматривалось как благословение Божье супружескому союзу. Симеон Полоцкий, известный русский философ XVII в., выражая распространенное мнение, писал: «Большое счастье иметь небесплодную супругу и видеть от нее плод своего супружества. Это счастье больше, чем владеть золотом мира сего, ибо отец, оставляющий после себя детей, если и расстанется с этим веком, не умирает, потому что живет в своих детях, и его слово не погибает с шумом, так как цветет в сыновьях и дочерях. Бездетный же, если будет обладателем и бесчисленных богатств, когда умрет, не останется жить в мире, потому что у него не осталось потомства; богатства же его переходят во владение чужим, а иногда и его врагам; он трудился, а не­други входят в его труды; и слава проходит, как вечер, проходит мимо, как тень» {Антология педагогической мысли 1985,343).
      Большим несчастьем для брачной пары было отсутствие детей. Бесплодие воспринималось как наказание, посланное Богом за грехи. Женщины, желавшие обрести чадородие, молились свв. Иоакиму и Анне, великомученице Параскеве, а также Христу и Богородице. Для лечения бесплодия пили отвары: «Аще у которой жены детей нет, и ты возьми ольховые коры, и распари в воде ту кору, и ту воду дай пити, разсытя с медом, и она почнет дитя. Аще сына хощь, пей на ветху месяца, а на молоду — дочь. Неложно» (рецепт XVIII в.) — или использовали мази: «Аще жена неплодна, возми птицу рябу и желчию помажь михерь, пребуди с нею, поступит дитя тем» (рецепт XVII в.) {Отреченное чте­ние... 2002, 376). К колдовству и заговорам в случае бесплодия прибегали довольно редко, так как считалось, что ребенку, зача­тому с помощью колдовства, Бог не дает души и что он, родившись, станет «нечистиком» — чуждым христианскому миру.
Поскольку деторождение являлось целью брачной жизни, то сознательный отказ от рождения детей считался большим грехом, а вытравление плода — смертным грехом, который невозможно отмолить. Отказ от рождения нарушал, по мнению рус-


Крестьянка Тамбовской губернии в праздничной одежде. Начало XXв. Фото

Крестьянка Тамбовской губернии в праздничной одежде. Начало XXв. Фото
Женщина
в праздничной одежде.
Начало XXв. Юг России. Фото

ского народа, естественный ход жизни — от одного поколения к другому, а плодоизгнание губило душу зачатого младенца, которая не получила крещения и была лишена поэтому возможности войти в Царство Божье.

 

 

 

 

<<Начало Следующая >>

   

О сайте||Карта сайта||Контакты||©2009 mnogodetnaya-semya
По поводу размещения рекламы на страницах сайта переходите
по ссылке -
реклама на сайте Многодетная семья.Ру