Логотип сайта Многодетная семья. Ру

Многодетная
семья

из Тольятти

Гостевая книга 
Форум               

Цикл статей "О русских для иностранцев и не только"

Православный
календарь
2016 г.

2015 г.
2014 г.

2013 г.
2012 г.

Бесплатные юридические консультации

Многодетная семья в России - новости

Почему болеют дети и как с этим бороться?

Онлайн игры для всей семьи.

Кредиты для семьи - большой выбор.

Туризм и отдых для всей семьи.

Социальная сеть твой авто

Секреты православной кухни

 

ФотоТольятти
Театр кукол г. Тольятти
Гостиница Жигули г. Тольятти
Центральная площадь г. Тольятти
Памятник строителям КуйбышевГидростроя. г. Тольятти Центральный парк
ДК СинтезКаучук г. Тольятти
Загс г. Тольятти Центральный район
Дума г. Тольятти Центральный район
Кинотеатр Буревестник г. Тольятти
Памятник узникам г. Тольятти
Памятник героям г. Тольятти. Площадь Свободы.

Конфессии в России.

памятник В.Н. Татищеву, оснавателю г. Тольятти

Конфессиональные особенности русских.


Главная            

     

   Конфессиональные особенности русских

«В каждом подворье — свое поверье» «Бог-то Бог, да и сам не будь плох» Русские народные пословицы

   Существует огромная литература о характере русского народа. Об этом писали русские философы Н.О. Лосский, Н. Бердяев, Н. Ильин, Л.П. Карсавин и другие (см. библиографию), и все они были согласны в том, что «главный момент русского духа есть религиозность».
     Действительно, на протяжении почти тысячи лет религиозность составляла сердцевину русского архетипа. Однако в советский период русская церковь была практически уничтожена, ограблена и унижена, когда священники были во множестве репрессированы, а оставшиеся были вынуждены сотрудничать с властью, в том числе и с КГБ. Тем не менее, каким-то чудом церковь не была окончательно убита, жизнь в ней продолжала теплиться, а с началом перестройки даже говорят о возрождении русской религиозности.
    Россия — страна многоконфессиональная: здесь представлены и христианство, и ислам, и буддизм, и иудаизм. По сведениям Н. Маргелова, директора Института религии, выступившего в телепередаче «Глас народа» зимой 2001 г., в настоящее время на территории России действует 11 ООО православных приходов, 4400 приходов евангелистов и 258 приходов католиков. Понятно, что традиционно доминирует православие.
    Православная церковь имеет большое значение в жизни российского общества. Конечно, сила ее подорвана и вряд ли она будет в дальнейшем играть такую же роль, какую имела до революции 1917 года. Однако в отличие от других общенациональных институтов церковь располагает высоким уровнем общественного доверия. Во всяком случае, по результатам опросов общественного мнения, 54% (больше половины) опрошенных заявили о своей приверженности православию, а атеистами себя объявили 46%.
     Более точных данных мы не можем представить: в конце концов, существует свобода совести, но можно передать атмосферу...
    В этом плане можно напомнить репортажи по ТВ, когда перед телекамерами, неумело крестясь, со свечой в руках позируют политические деятели первой волны демократии: Ельцин, Хасбулатов, Жириновский. Из этого эпизода все понимают, что церковь больше не преследуется в России, как это было на протяжении 70 лет.

 

    Более того, в политическом «бомонде» стало модно ходить в церковь, креститься, венчаться и отстаивать многочасовые литургии. Возможно, эти действия были рассчитаны главным образом на СМИ, чтобы смягчить образ правителей, которые от этого как бы становились ближе к народу. К сожалению, есть основания утверждать: истоки религии в России утрачены, возможно, надолго, если не навсегда. Тот факт, что чуть не половина россиян считает себя приверженцами православия, и что стало модным носить на шее православный крест, еще не означает возвращения религиозного сознания. Вера всетаки передается воспитанием — с молоком матери, с последним словом и взглядом умирающего деда, а не по решению бывшей партийной номенклатуры. Однако даже если предполагать, что бывшая глубокая религиозность русских в результате жестоких преследований уничтожена, то все равно в их сознании она не исчезла бесследно, а сохранилась хотя бы в языке. Например, каждый человек (неважно — верующий или атеист) десятки раз в день произносит «спасибо», и при этом бессознательно формально обращается к Богу, прося помочь ему и спасти: в средние века благодарность произносилась как «спаси (тебя) Бог».
   А как русские выражают свое недоверие или презрение к нечестному человеку, который потерял совесть и хочет обмануть другого? Они говорят: «Побойся Бога», «Креста на тебе нет». Значит, «крест» в русском сознании — синоним слова «совесть», человеку «с крестом» можно доверять, крест — это как бы гарантия того, что он «свой» и не сделает тебе плохого.
    Все оттенки сильных эмоций, в том числе и восторг, и ужас, и восхищение — все это выражается с помощью присловья «Господи, Боже мой!» Интересно, что западный современный человек, произнося то же самое на своем родном языке, кажется сам себе манерным или находится в состоянии аффекта. Короче говоря, в Устах западного человека лишнее поминание Бога выглядит не совсем натурально. Для него это — архаизм или позерство, а для Русского же человека — привычная эмоциональная скороговорка, особенно в речи женщин.
  Не вдаваясь в теорию, можно отметить конфессиональные особенности православной церкви.
Во-первых, православие по сравнению с католицизмом —более Домашняя, народная религия. Здесь относительно редки случаи Религиозного экстремизма, религиозного противостояния и войн. В момент обращения к христианству русские, в отличие от мно-гИх других наций-прозелитов, получили Священное Писание не
на чуждом языке (латинском, греческом или древнееврейском), а в понятном переводе на славянский святых равноапостольны Кирилла и Мефодия.

 

На Руси не было монастырской учености западного типа (со знанием латыни, римской философии, истории и литературы). На почве такой монастырской учености в Европе выросли университеты и развились искусства. А на Руси священники и монахи не были обязаны изучать древние языки и науки. Это и объясняет, почему постепенно на Руси накапливалось отставание в науках и технологиях — очевидный изъян русского исторического наследия, по крайней мере на материалистический, картезианский взгляд. Зато и отношение к Богу было более «домашним», близким. «На Бога надейся, а сам не плошай», — говорили всегда русские, а это подталкивало их к самостоятельным действиям, независимо от религиозных предписаний.
   Во-вторых, в современных условиях русское православие - более архаичная и традиционная религия: молитвы произносятся на старославянском языке, непонятном даже для образованных людей.
В-третьих, православие содержит довольно суровые предписания: нельзя входить в церковь в неподобающей одежде и макияже, женщине нельзя носить брюки, голова ее должна быть покрыта платком или шарфом, в любую жару ее тело должно быть прикрыто. Об этом не будет лишним знать, если вы захотите поближе познакомиться с православными службами: вполне возможно, что русские «бабушки» весьма активно напомнят вам о правилах.
   Кроме того, почти половину дней в году русские православные едят постную пищу, т.е. без мяса и животных продуктов. А накануне Пасхи в течение семи недель следует особенно строгий пост. Многие русские следуют этим традициям не только из религиозных, но и из гигиенических соображений.
В целом, предписания русской церкви, возможно, и не такие; суровые и многочисленные, как, например, в других конфессиях, но вас заставят уважать их и следовать им, даже если вы посторонний наблюдатель или турист. И, в-четвертых, присутствие во время русской литургии будет непривычно иностранцу: с одной стороны, теплая атмосфера, прекрасные иконы и необыкновенное пение приведет вас в восхищение. Но, с другой стороны, в русской церкви нельзя сидеть во время службы и пребывать в комфорте. В течение нескольких часов молящиеся стоят, кланяются в пояс. Может смутить обычай целования икон многими
молящимися. Если и вы захотите приложиться, знайте, что не стоит целовать лик, изображенный на ней! Это будет воспринято верующими как святотатство.

Нравится  

 

В XVI веке во время польской интервенции, например, Марина Мнишек, жена Самозванца, по незнанию поцеловала на иконе Божью Матерь в губы, и этот эпизод мог бы стать в ее жизни последним: в православной традиции принято прикладываться к краю образа или окладу.
    В-пятых, стоит напомнить о напряженных отношениях между православием и католичеством. Само слово «православие» образовано при переводе на русский язык греческого слова «ортодоксия» и приобрело смысл «верное учение». Тем самым византийское, или восточное христианство противопоставлялось западному (католическому). Таким образом, русские, по их собственному убеждению, более «правильно славили Бога», чем другие. Отсюда особое отношение к «другим» христианам, например, католикам. И это напряжение не ослабевает. Вспомним, например, бурю вокруг католической церкви в русских СМИ в начале 2002 г., когда в эти отношения вмешался даже МИД России, т.е. само государство. Спор начался с проблемы проведения телемоста между Папой Римским и католиками России. Патриарх Алексий II назвал этот факт «вторжением католической конфессии на территорию России». Дальше — больше: самые уважаемые и известные деятели российской культуры написали письмо Президенту с лозунгом: «Долой ватиканских миссионеров!», где не скрывали своего гнева по отношению к «католической экспансии».
Это можно расценить и как политические игры, и как накопленное веками недовольство и раздражение, и как забвение принципа толерантности. По мнению директора Института религии Н. Маргелова, «русская православная церковь ощущает себя неуверенно, особенно после визита Папы Римского в страны Восточной Европы». Возможно, отсюда нервный тон высказываний ее представителей, что влияет на всех верующих. Но при этом не каждый верующий ясно сможет вам объяснить, в чем отличие православия от католичества.
    И последнее. Традиции русского православия таковы, что все, в том числе и преуспевшие в бизнесе люди, по совести должны жертвовать часть своего дохода или на дела церкви, или сиротам и нуждающимся. В этом-то и состоит секрет полного преображения внешнего вида крупных городов России. Тот, кто видел Россию & последний раз хотя бы 10 лет назад, не поверит своим глазам при виде блистающих золотом и роскошным убранством многочисленных храмов (и не только православных) и отреставрированных дворцов. Часто вся эта красота — не от щедрости или взрыва патриотических чувств государства и его чиновников. Все создано на церковные пожертвования и средства многочисленных преуспевших людей.

А.В.Сергеева

Следующий цикл "О русских для иностранцев и не Только" под названием  "Феномен российского пьянства" выйдет 6.05.2012 г.

Общечеловеческие ценности.
                                                       Общечеловеческие ценности: что нас объединяет?
Предварительные ориентиры (дезориентиры): внешность, язык русских людей
Уважение к интеллекту и к умным людям у русских
Любовь к родине чувство юмора русских
Желание быть счастливым у русских
Традиционные этнокультурные
Особенности русских: между Востоком и Западом
                                                      Материальная культура и образ жизни русских
Жилищная проблема в России
Дом, жилье, квартира и обстановка русских людей
«Чистота — залог здоровья для русских»
«С легким паром! Баня в России»
Животные в доме у русских
Городской транспорт, пешеходы и машины в России
Магазины в России
«Щи да каша — пища наша»
«Веселие Руси есть пити, не можем без того быти»
Блеск и нищета российских ресторанов
Досуг, развлечения россиян
Стереотипы бытового поведения и образ жизни русских
Общительность русских. Об улыбке русских
«Милости прошу к нашему шалашу...»
Семейные отношения в России
Семья: отцы и дети. Родственные связи у русских
Муж и жена в семье: социальные роли у русских
Положение женщины в российском обществе
Браки русских с иностранцами
«Близкий сосед лучше дальней родни» у русских
О «кукише с маслом» и других жестах русских
Приметы, суеверия, предрассудки
Традиционные установки сознания и социального поведения русских
Психологические особенности русского архетипа
Установки в русском сознании или сложные последствия простых причин у русских
Фатализм русских
Об отношении к свободе личности у русских
Существует ли «русский коллективизм»?
Клановая система в современном российском обществе
Отношение к власти и чувство государственности у русских
Правосознание русских
Поведенческие стереотипы в отношении к собственности у русских
Отношение к «начальству» у русских
Традиционное отношение русских к иностранцам
Отношение к идее времени и способ его организации у русских
Конфессиональные особенности русских
Феномен российского пьянства
Современные социокультурные
ценности русских
Новые реалии и ценности в постсоветской России
Безопасность и состояние законности в современной России
Разные поколения россиян
Россияне и предпринимательство
Как население России оценивает свое материальное положение и социальный статус?
Кто такие «новые русские»?
Какие моральные ценности важны для современных россиян?
Нравственность россиян: вчера, сегодня, завтра?
Как россияне относятся к государству?
Как россияне относятся к капитализму?
Как россияне относятся к различным социальным группам?
Как современные россияне относятся к свободе и демократии?
Отношение россиян кденьгам
Как современные россияне воспринимают самих себя?
Как сейчас россияне относятся к другим странам?
Деловое сотрудничество
с русскими
Участие Запада в российском производстве
Стиль делового общения у русских
Деловое сотрудничество и проблема пунктуальности и точности россиян
Отношение россиян к труду
Способ получения информации у русских
Манера работать и поведение на рабочем месте у русских
Отношения между руководителем подчиненными у русских
Психологические особенности современных российских предпринимателей
Полезные советы тем, кто собирается работать в России
Деловое сотрудничесво русских и иностранцев


О сайте||Карта сайта||Контакты||©2009 mnogodetnaya-semya
По поводу размещения рекламы на страницах сайта переходите
по ссылке -
реклама на сайте Многодетная семья.Ру