Логотип сайта Многодетная семья. Ру

Многодетная
семья

из Тольятти

Гостевая книга 
Форум               

Цикл статей "О русских для иностранцев и не только"

Православный
календарь
2016 г.

2015 г.
2014 г.

2013 г.
2012 г.

Бесплатные юридические консультации

Многодетная семья в России - новости

Почему болеют дети и как с этим бороться?

Онлайн игры для всей семьи.

Кредиты для семьи - большой выбор.

Туризм и отдых для всей семьи.

Социальная сеть твой авто

Секреты православной кухни

 

ФотоТольятти
Театр кукол г. Тольятти
Гостиница Жигули г. Тольятти
Центральная площадь г. Тольятти
Памятник строителям КуйбышевГидростроя. г. Тольятти Центральный парк
ДК СинтезКаучук г. Тольятти
Загс г. Тольятти Центральный район
Дума г. Тольятти Центральный район
Кинотеатр Буревестник г. Тольятти
Памятник узникам г. Тольятти
Памятник героям г. Тольятти. Площадь Свободы.

Нравственность русских вчера и сегодня.

памятник В.Н. Татищеву, оснавателю г. Тольятти

Нравстевенность Россиян: вчера и сегодня.


Главная            

     

    Нравственность россиян: вчера, сегодня, завтра?.

       «Все мы люди, все мы человеки»
        Русская поговорка, смысл которой в том, что
       всем нам свойственны слабости и недостатки,
      не стоит их осуждать.

     Нравственные принципы не существуют в чистом виде, сами по себе, они всегда — результат истории, политических, хозяйственных и прочих отношений в обществе, и поэтому говорить о такой тонкой материи, как нравственность любой нации, достаточно сложно. Тем более что любой факт можно рассматри­вать двояко: все зависит от точки зрения.
  Вчерашний россиянин с точки зрения нравственности выглядел, по крайней мере, неоднозначно. Как правило (хотя бы внешне), он демонстрировал свое пренебрежение к меркантильности и практицизму, категорически осуждал проституцию (хотя повально был склонен к адюльтеру), придерживался традиционных постулатов в семейной жизни (унаследованных из «Домостроя»), как бы в шутку повторял, что «Без труда не вынешь рыбку из пруда» и втайне гордился «великой державой». Другое дело, что лживая двойственность советской жизни приучила его не всегда быть искренним и даже лгать, притворяться, изворачиваться, изображая «трудовой энтузиазм», пренебрежение к достатку, ненависть к мещанству («жлобству») и преуспевшим спекулянтам, согласие с режимом... Да и кто бы стал с режимом спорить? Себе дороже...
    В постсоветской России изменилась не только политическая система, жизненные ценности, но неуловимо изменилась и сама мораль, представление о нравственности, о порядочности или непорядочности человека. Изменилась даже сама точка отсчета в оценке нравственности. Например, такая особенность русских, как пренебрежение к материальной стороне дела на первый взгляд выглядит вполне невинным качеством, некоторым образом связанным с нравственностью. Однако сейчас оно может обернуться опасной стороной в деловых отношениях с россиянами.
    Зададимся простым вопросом: Почему россияне часто не платят налоги?» Здесь в отличие от европейцев россиян, мягко говоря, нельзя считать законопослушными гражданами. Связано это не только с тем, что законы в России (и до советского времени, и в советское время, и сейчас), как правило, не соблюдались, а подменялись волевыми решениями — на уровне барина, чиновника, начальника и т.д. И этот стереотип поведения генетически на подсознательном уровне закрепился и дает о себе знать в самых разных ситуациях. Так, сегодня российские пешеходы и водители машин самые, пожалуй, недисциплинированные в мире. Тот же стереотип работает и в ситуации с налогами.


 

    Русского может удивить, что француз, например, предпочитает сообщить налоговой полиции все до последней капли о состоянии своих заработков и расходов; он сообщает даже о наличии служебной машины или квартиры. Понятно, что французу тоже нелегко расстаться с лишними деньгами при повышении налогов за подобные привилегии. Однако он твердо уверен: через компьютерную систему налоговые службы знают о его материальном состоянии дел решительно все, ничего нельзя утаить. Поэтому, с его точки зрения, лучше даже не пытаться вводить их в заблуждение, ибо это может очень дорого стоить, а лучше честно все заплатить и спокойно спать. Для русских такая логика поведения еще непривычна.
    Попутно стоит отметить, что в России самые низкие в мире налоги на доходы, составляющие только 13%. По предложению президента РФ налоги постоянно упрощаются — особенно для тех, кто рискует сегодня в России открыть свое дело. Самые большие послабления сделаны для малого бизнеса (не более 20 работников и не более 10 млн рублей годового дохода), который освобождается от налогов на прибыль и на НДС, налога с продаж и единого социального налога. Государство делает много усилий для того, чтобы легализовать бизнес, чтобы граждане постепен­но привыкли платить налоги.
    И тем не менее налоги не платят, налицо всеобщее стремление скрыть доходы от налоговой полиции. И здесь имеет место не просто феномен жадности, нежелание расстаться с «лишними» деньгами и т.п. Этому в немалой степени способствует и всеобщая экономическая неграмотность населения.
    Известно, что при советской власти население России десятилетиями не имело даже базовой экономической грамотности, в том числе и для ведения своих личных дел. Все были поголовно бедными и, в общем, не нуждались в умении рассчитывать свои мизерные доходы и расходы. Все с трудом доживали до получки и как-то сводили концы с концами. Такая экономическая система совпадала с традиционным пренебрежением русских к сосредоточенности на материальных благах. Экономической грамотой владели только профессионалы: экономисты, плановики и бухгалтеры. Это порождало в обществе преувеличенное уважение и даже трепет по отношению к экономически грамотным людям. А те, в свою очередь, пользовались властью и могли манипулировать не только работниками, которым и в голову не приходило спорить о размерах своей зарплаты, но даже и руководителями предприятий. Бухгалтер становился на любом предприятии самым важным человеком.
    Сравним: кто такой бухгалтер на Западе? Это маленький винтик в общей машине, подконтрольный в любом своем действии. А если вы сравните роль бухгалтера в любом современном учреждении в России, то убедитесь, что здесь все иначе.

 

   Именно он «правит бал», он руководит, командует всем коллективом и даже начальником, который зависит от него. Известны факты, когда бухгалтеры (например, в издательствах) сами себе назначали зарплату выше, чем у руководителя. И их нельзя ни уволить, ни запугать: они полезны, поскольку могут прикрыть неблаговидные дела начальника, «замазать» их, помочь скрыть его экономическую неграмотность или нечистоплотность. А могут и подвести под суд. Лучше с ними не спорить, а наоборот, щедро поделиться.
    Подобная круговая порука, коррумпированная система возникла еще при советской власти, но именно сейчас она расцвела пышным цветом во всех государственных учреждениях России как на территории страны, так и за ее пределами. В области бизнеса, по свидетельству зарубежных, да и российских бизнесменов, стандарты делового поведения в России отличаются от общепринятых в мире.
    Конечно, корректное отношение к доходам и налогам постепенно начинает утверждаться и в России. С трудом, потихоньку русские начинают осознавать, что деловое взаимодействие между партнерами регулируется не только экономическими и юридическими правилами. Оно должно, кроме того, подчиняться и деловой культуре, общепринятым «правилам игры». В этом заинтересованы в первую очередь и сами российские бизнесмены. Именно по их инициативе разработаны кодексы предпринимательской этики и принята «Хартия бизнеса России».
    Кодексы созданы, но до привычки соблюдать и уважать эти кодексы еще очень далеко. Все-таки русский человек традиционно привык считать добродетелью, если ему удавалось государство как-то обвести вокруг пальца. Потому что государство в лице чиновников веками было враждебно его интересам и никогда их не защищало.
     Известно, что россияне дружно отмечают снижение моральных устоев общества в результате десятилетних перемен. Справедливо, однако, говорить не столько о падении нравов и росте аморальности, цинизма россиян, сколько о смене приоритетов. Например, среди тех, кто сумел добиться материального благополучия, особенно среди молодежи, растет популярность «морали успеха», желание самоутвердиться в глазах окружающих, откровенный прагматизм, интерес к материальной выгоде для себя лично, без «высоких дум» о ближнем. Аналитики согласны в том, что это результат влияния «западных веяний», «западной морали».

 

    Если бы дело ограничивалось только «западными веяниями», то было очень просто говорить о тенденциях развития будущей России: наложи лекало «Запада» и делай выводы. Но не так все просто. В противоположность «морали успеха», по наблюдению американского журналиста в Москве, в поведении россиян появилось что-то «совсем новенькое», непохожее ни на прошлое, ни на новые «западные веяния». И доказательство этого — популярный персонаж Интернета и TV Масяня. Созданная питерским художником Олегом Куваевым в петербур­гской студии веб-сайта исключительно для отдыха, она сначала завоевала популярность в Интернете, а потом даже получила место в сетке вещания популярной телепрограммы в России «Намедни». О ней все говорили с восторгом, так как она, оказывается, «открыла, что можно заниматься любимым делом и зарабатывать на этом большие деньги. Об этом можно только мечтать». Причина популярности этого образа (прямо скажем, неважно нарисованного) — особая жизненная философия, которую можно выразить одним словом: «пофигизм». По этой философии оказывается, что теперь в России не стыдно быть безработным, и вовсе не потому, что очень уж трудно найти работу. Оказывается, способность и умение работать — не такое уж большое достоинство, главное — «деньги все равно будут». Неважно, каким образом. Ценность «труда» стремительно тает в глазах современных россиян, особенно молодых.
    Как раньше в СССР, так сейчас на Западе такой образ жизни считается постыдным: безработные люди невольно несут клеймо социальных паразитов. А в современной России отношение в этим людям совсем иное, не совпадающее ни с советским, ни с «западным» — чуть ли не восхищенное. Умение «доставать» деньги без особого труда, да еще и «с удовольствием» стало национальной мечтой. Наоборот, Масяня чувствует себя неловко, когда ее дружок видит ее за работой. Такая философия и превратила этот образ в популярный символ.
   В общем, моральный облик современного россиянина совсем непрост, и утверждения о падении нравственности современных россиян небеспочвенны. Доказательство этой очевидной истины не требует особых социологических исследований. Однако именно социологам удалось прояснить не менее интересный парадокс: оказывается, моральные критерии россиян в последние годы снизились именно в сфере общественного поведения.

 

    Например, гораздо меньшее количество людей осуждает теперь покупку краденого, спекуляцию, невозвращение кредитов и займов, присвоение найденных денег, даже политическое убийство, т.е. акты негативного общественного поведения.
   А вот в том, что касается личной жизни, по крайней мере на словах, россияне стали более строгими. Так, на вопрос «Какое ваше самое заветное желание в жизни ?» россияне дали такие ответы: «Жить в гармонии с собой и окружающими» (23%), «Обрести настоящее счастье» (11%), «Избавиться от своей неуверенности» (8%), «Обрести благополучие в браке» (7%), «Сделать правильный выбор духовного пути» (6%), «Ни в чем не завидовать другим (3%)» или «Избавиться от зависти»... Гораздо реже чисто прагматические желания: «Улучшить финансовое положение» (12%), «Открыть свое дело» (4%) или «Совершить выгодную сделку» (только 1%!).
   В ответах опрошенных людей твердо осуждается моральная распущенность, пренебрежение своим долгом по отношению к семье, особенно к детям, нечестность и предательство по отношению к друзьям, нескромность стремительно разбогатевших людей — из тех, кто «Из грязи— да в князи». Вобщем, подобные ответы в ходе опроса общественного мнения не дают возможности однозначно утверждать о растущем цинизме и аморальности россиян. Скорее наоборот: в сфере личной жизни они придержи­ваются традиционных ценностей.
    Даже при том что у русских отмечено своеобразное отношение к собственности (см. ч. II, гл. 3, § 9), они воспринимают с острым стыдом, если их уличили в воровстве и непорядочности. Вот француз, например, в компании в порыве откровенности может со смехом как о забавном случае рассказать, как он утащил какую-то мелочь в универмаге, не расплатившись, или обманул когото при обмене с выгодой для себя. Подобное поведение им воспринимается не в моральной плоскости, а как возможность «пощекотать» нервы или «проучить растяпу», получив при этом барыш.

Нравится  

 

    Русский, разумеется, тоже может совершить подобное. Он, однако, не сможет в этом открыто признаться, тем более в компании, он будет хранить этот случай как постыдную тайну, а не рассказывать как о забавном случае из жизни и бахвалиться при этом.
    Показательно, что в обществе снизился градус ненависти и презрения к проституткам. Их могут даже оправдывать тем, что они занялись этим не очень-то приятным делом «не от хорошей жизни», что их «жизнь заставила». А по отношению к валютным проституткам такие чувства вообще были неведомы. Вспомним знаменитый фильм «Интердевочка», заливший слезами о судьбе ностальгирующей проститутки всю перестроечную Россию. Уж какая там мораль.. Если же перевести проблему нравственности в сферу предпринимательства, то оказывается, что интереснейшие результаты получены при сопоставлении оценок определенных аморальных действий с тем, выиграли или проиграли от реформ авторы этих оценок.
    Выяснилось, что даже при общепризнанном падении общественной морали, при всей коррумпированности экономики и государства приверженность традиционным моральным ценностям остается экономически выгодной моделью поведения для деловых россиян. Так, среди тех, кто считает нормальным давать взятки, в полтора раза меньшее число людей улучшило свой материальный статус, чем среди тех, для кого это неприемлемо. Среди тех, кто не осуждает уклонение от налогов — в два раза меньше число людей, достигших успеха. Успехи же тех, кто принимает использование сексуальных связей в корыстных целях, стремится к нулю. И лишь те, кто приемлет сознательный обман для достижения своих целей, продемонстрировали свою несколько большую успешность по сравнению с теми, кто такой моральный выбор отрицает.

А.В.Сергеева

Общечеловеческие ценности.
                                                       Общечеловеческие ценности: что нас объединяет?
Предварительные ориентиры (дезориентиры): внешность, язык русских людей
Уважение к интеллекту и к умным людям у русских
Любовь к родине чувство юмора русских
Желание быть счастливым у русских
Традиционные этнокультурные
Особенности русских: между Востоком и Западом
                                                      Материальная культура и образ жизни русских
Жилищная проблема в России
Дом, жилье, квартира и обстановка русских людей
«Чистота — залог здоровья для русских»
«С легким паром! Баня в России»
Животные в доме у русских
Городской транспорт, пешеходы и машины в России
Магазины в России
«Щи да каша — пища наша»
«Веселие Руси есть пити, не можем без того быти»
Блеск и нищета российских ресторанов
Досуг, развлечения россиян
Стереотипы бытового поведения и образ жизни русских
Общительность русских. Об улыбке русских
«Милости прошу к нашему шалашу...»
Семейные отношения в России
Семья: отцы и дети. Родственные связи у русских
Муж и жена в семье: социальные роли у русских
Положение женщины в российском обществе
Браки русских с иностранцами
«Близкий сосед лучше дальней родни» у русских
О «кукише с маслом» и других жестах русских
Приметы, суеверия, предрассудки
Традиционные установки сознания и социального поведения русских
Психологические особенности русского архетипа
Установки в русском сознании или сложные последствия простых причин у русских
Фатализм русских
Об отношении к свободе личности у русских
Существует ли «русский коллективизм»?
Клановая система в современном российском обществе
Отношение к власти и чувство государственности у русских
Правосознание русских
Поведенческие стереотипы в отношении к собственности у русских
Отношение к «начальству» у русских
Традиционное отношение русских к иностранцам
Отношение к идее времени и способ его организации у русских
Конфессиональные особенности русских
Феномен российского пьянства
Современные социокультурные
ценности русских
Новые реалии и ценности в постсоветской России
Безопасность и состояние законности в современной России
Разные поколения россиян
Россияне и предпринимательство
Как население России оценивает свое материальное положение и социальный статус?
Кто такие «новые русские»?
Какие моральные ценности важны для современных россиян?
Нравственность россиян: вчера, сегодня, завтра?
Как россияне относятся к государству?
Как россияне относятся к капитализму?
Как россияне относятся к различным социальным группам?
Как современные россияне относятся к свободе и демократии?
Отношение россиян кденьгам
Как современные россияне воспринимают самих себя?
Как сейчас россияне относятся к другим странам?
Деловое сотрудничество
с русскими
Участие Запада в российском производстве
Стиль делового общения у русских
Деловое сотрудничество и проблема пунктуальности и точности россиян
Отношение россиян к труду
Способ получения информации у русских
Манера работать и поведение на рабочем месте у русских
Отношения между руководителем подчиненными у русских
Психологические особенности современных российских предпринимателей
Полезные советы тем, кто собирается работать в России
Деловое сотрудничесво русских и иностранцев
 

   




Отзывы

Gravatar
Владимир
Форма работает корректно, можно оставлять комментарии.

Написать отзыв


О сайте||Карта сайта||Контакты||©2009 mnogodetnaya-semya
По поводу размещения рекламы на страницах сайта переходите
по ссылке -
реклама на сайте Многодетная семья.Ру