Логотип сайта Многодетная семья. Ру

Многодетная
семья

из Тольятти

Гостевая книга 
Форум               

Цикл статей "О русских для иностранцев и не только"

Православный
календарь
2016 г.

2015 г.
2014 г.

2013 г.
2012 г.

Бесплатные юридические консультации

Многодетная семья в России - новости

Почему болеют дети и как с этим бороться?

Онлайн игры для всей семьи.

Кредиты для семьи - большой выбор.

Туризм и отдых для всей семьи.

Социальная сеть твой авто

Секреты православной кухни

 

ФотоТольятти
Театр кукол г. Тольятти
Гостиница Жигули г. Тольятти
Центральная площадь г. Тольятти
Памятник строителям КуйбышевГидростроя. г. Тольятти Центральный парк
ДК СинтезКаучук г. Тольятти
Загс г. Тольятти Центральный район
Дума г. Тольятти Центральный район
Кинотеатр Буревестник г. Тольятти
Памятник узникам г. Тольятти
Памятник героям г. Тольятти. Площадь Свободы.

Как относятся россияне к государству?

памятник В.Н. Татищеву, оснавателю г. Тольятти

Отрошение русских к государству.


Главная            

     

    Как россияне относятся к государству?

      «От старого отстали, к новому не пристали»
       «Хозяйство крепкую руку любит»

      Русские народные пословицы
     Один из самых спорных вопросов в переходный< период (от советской системы к рынку) — это вопрос о роли государства в экономике и социальной сфере. Анализируя традиционные установки русского архетипа, мы убедились в том, что в сознании россиян существует зависимость между личностью и государством. Однако эти отношения со временем менялись.
   Так, всего 10 лет назад государство еще воспринималось не­которыми социальными группами (особенно культурной и научно-технической элитой страны) — как «монстр», «империя зла» и т.д. Митинговая истерика периода начала перестройки требовала «уничтожить монстра» и «приобщиться ко всему цивилизованному миру».
Во многом это была естественная реакция поколения, выросшего в условиях несвободы, тоталитарного государства, постоянного сдерживания личной инициативы. Не случайно все начатые в стране преобразования проходили под флагом «развода» государства и общества, минимизации возможности вмешательства государства в сферу частных интересов.
     Однако большинство населения страны не ставило под сомнение необходимость «сервисных» функций государства: социальной защиты, бесплатного здравоохранения и образования, той или иной степени регулирования экономики. Борясь с государством, россияне все-таки оставляли за ним его «отеческие» обязанности по отношению к ним самим. Так возник нынешний конфликт между государством и обществом. И единственный выход из него видится в «возвращении статуса государства», в первую очередь — в сферу регулирования социально-экономических про­цессов, где наблюдается его наибольший дефицит.
  Оставив разрушительные идеи относительно государства, со­временные россияне постепенно начинают понимать, что «ры­нок» — такой же общественный институт, как и другие, и что его существование требует определенных правил, которые спо­собно контролировать государство. Поэтому представители по­чти всех российских политических партий и групп (в меньшей степени «либералы») выступают за государственный контроль над основными сферами экономики: коммунисты (45%), социалисты (40%), националисты (43%) и даже центристы (30%)80.
Россияне продолжают верить, что государство должно зани­мать лидирующие позиции в экономике". Не поколебали эти убеждения ни обмены денег в начале 90-х годов, ни экономический кризис 1998 года.
  Так, 88% россиян считают, что в ведении государства должна находиться электроэнергетика, 63% «отдают» ему и жилищно-коммунальное хозяйство». Обратите внимание, что в 1998 г. так считали только 42%. Большинство россиян (72%) считает, что машиностроительные и металлургические заводы должны быть обязательно государственными".

 

    Примерно поровну делятся мнения в отношении транспорта", а уж производство продуктов питания 2/3 опрошенных готовы безоговорочно отдать частникам.  Большинство россиян не устраивает то, что государство практически иИсчезло из социальной сферы, полностью переложив заботы о здоровье, воспитании, образовании и т.п. на самих граж­дан. За десятилетия советской власти люди привыкли к тому, что государство отвечает за выплату пенсий в положенные сроки, что за каждый труд гарантированно выплачивается зарпла­та, что инвалиды и малоимущие граждане должны быть социально защищены и что преступники должны быть обязательно найдены и наказаны. Все это подразумевалось как само собой разумеющееся.
   И когда вся эта налаженная система рухнула, граждане не могут понять: или государство уклоняется от своих обязаннос­тей, или оно не в состоянии нормально функционировать. Отсюда очень высокий уровень претензий к нему и обид.
Большинство населения России все претензии за беды, которые на него обрушились, склонно предъявлять государству, которое попрежнему воспринимается единственной инстанцией, ответственной за все, что происходит в стране. Они пока еще не готовы увидеть другую сторону проблемы — ,ослабление ,института российского государства. Именно сомнения россиян в способности государства нормально функционировать влияют на «метания» российского общественного мнения — от демократии до авторитаризма.
    Ослабленное российское государство утратило сейчас во многом свои ,силовые функции. Граждане России ответили на это тем, что перестали доверять государству и, в частности, его правоохранительным органам: так, только 11% населения доверяет милиции, а вот 71% — нет; суду соответственно — 12,5% и 64%102. Возросшая преступность, которой способствует коррумпированность чиновников на всех уровнях, к сожалению, — неоспоримая действительность в сегодняшней России. В такой ситуации граждане требуют от государства защиты и поддерживают меры по усилению государственных силовых структур.
   В свете перечисленных подходов к роли государства вполне логично, что, отвечая на глобальный вопрос ,«Какова наиболее благоприятная для России политэкономическая модель?», ,37% россиян поддержали идею «смешанной экономики с сильным государственным сектором», 18% — централизованное планирование (социализм), ,и только 8% выступило ,за либеральную модель с минимумом го­сударственного участия. Интересно, что в 1994 г. (т.е. всего во­семь лет назад) таковых было почти вполовину больше — 12,5%. Таким образом, популярность либерально-экономических идей в России постепенно снижается102. Но самое удивительное в том, что процент сторонников сильного госсектора не меняется в зависимости от возраста: ответы 18- и 55-летних дают примерно одинаковые результаты. Возможно, что это говорит о какомто особенном традиционализме российского общественного сознания. По мнению аналитиков, идеалом для большинства россиян идеальным является «социальное государство», в основе которого лежит не столько индивидуальная свобода, а идея солидарности как «общего блага».

 

   Такая модель соединяет в себе, с одной стороны, активную роль государства в экономике и сильную систему социальной защиты, но с другой стороны, невмешательство государства в частную жизнь, политические и гражданские свободы. Эта модель не кажется им умозрительной и нереальной в далеком будущем. Россиянам представляется, что они уже жили в системе именно такого государства — в СССР, особенно на брежневском этапе.
    Более половины всех опрошенных убеждены, что СССР был первым государством в истории России,-которое обеспечивало справедливость для простых людей и сделало для них возможной при­личную жизнь. Такая парадоксальная идея не только результат идеологического «промывания мозгов» советского периода. Сама ситуация в постперестроечной России не давала людям позитивных моделей устройства жизни, наоборот, она постоянно подталкивает их к идеализации прошлого.
Какие цели общественного развития избирают для себя россияне? Из почти двух десятков целей развития общества половина опрошенных выбрала только две: повышение качества жизни и наведение порядка в стране. Все остальные цели, в том числе и нравственное возрождение общества, сохранение русских традиций, создание эффективной рыночной экономики, отступают перед этими двумя. Государство, по мнению россиян, обязано заниматься в первую очередь именно этими двумя суперпроблемами.
   К слову, по российским традициям оно этим и занимается, взваливая на себя бремя социальных обязательств, и нагрузка эта растет. Так, бюджетные расходы" в 1998 году составляли 37% от ВВП, в 2001-м — 37,2%, а в 2002-м — 41% ВВП. Для сравне­ния: в странах с наивысшим темпом роста экономического развития (Китай, Малайзия, Тайвань) эти расходы не выше 15— 20% ВВП, поскольку эти государства отказались от обязательств по выплатам пенсионного и других видов социального обеспечения.

Нравится  

 

   В России же эти выплаты — норма, и отказаться от них нельзя. Все бы хорошо, да вот из-за этого растет налоговая нагрузка на подымающийся российский бизнес.
   После перестройки российское общество приняло важнейшие демократические ценности: равенство всех граждан перед законом, свобода слова,и печати, независимость суда, свободные выборы органов власти и т.д. Однако эти инструменты демокра­тии, позволяющие гражданам осуществлять свои права, пока еще ими освоены недостаточно. Так, право на свободный выбор профессии, свобода передвижения по стране, право на забастовку еще не имеют для граждан особого значения. Даже в СМИ этим проблемам уделяется незначительное внимание.
   Поэтому в сложившихся условиях россияне пока еще не слишком обращают внимание на легитимные формы политической и экономической самоорганизации. Они, скорее, надеются, что в силу каких-то неясных причин («чуда»?!) в стране вдруг наконец-то появится «хорошая власть», «правильный президент», который «все сделает», а дальше все пойдет «нормально». Вспомним, что патерналистская модель государства входит в традиционный русский архетип . Во всяком случае, граждане России совершенно категорически отвергают любые революционные средства переустройства общества. Только 12% опрошенных выступают за радикальную ломку системы, зато 62,4% — за постепенные эволюционные реформы. Таким образом, распространенный миф о том, что русским по причине их особой ментальности свойственно «бунтовать», эмпирически не подтверждается. Наоборот, русских все больше объединяет их неприятие социальных экспериментов.
     Горький пройденный путь дал свои плоды.

А.В.Сергеева

Общечеловеческие ценности.
                                                       Общечеловеческие ценности: что нас объединяет?
Предварительные ориентиры (дезориентиры): внешность, язык русских людей
Уважение к интеллекту и к умным людям у русских
Любовь к родине чувство юмора русских
Желание быть счастливым у русских
Традиционные этнокультурные
Особенности русских: между Востоком и Западом
                                                      Материальная культура и образ жизни русских
Жилищная проблема в России
Дом, жилье, квартира и обстановка русских людей
«Чистота — залог здоровья для русских»
«С легким паром! Баня в России»
Животные в доме у русских
Городской транспорт, пешеходы и машины в России
Магазины в России
«Щи да каша — пища наша»
«Веселие Руси есть пити, не можем без того быти»
Блеск и нищета российских ресторанов
Досуг, развлечения россиян
Стереотипы бытового поведения и образ жизни русских
Общительность русских. Об улыбке русских
«Милости прошу к нашему шалашу...»
Семейные отношения в России
Семья: отцы и дети. Родственные связи у русских
Муж и жена в семье: социальные роли у русских
Положение женщины в российском обществе
Браки русских с иностранцами
«Близкий сосед лучше дальней родни» у русских
О «кукише с маслом» и других жестах русских
Приметы, суеверия, предрассудки
Традиционные установки сознания и социального поведения русских
Психологические особенности русского архетипа
Установки в русском сознании или сложные последствия простых причин у русских
Фатализм русских
Об отношении к свободе личности у русских
Существует ли «русский коллективизм»?
Клановая система в современном российском обществе
Отношение к власти и чувство государственности у русских
Правосознание русских
Поведенческие стереотипы в отношении к собственности у русских
Отношение к «начальству» у русских
Традиционное отношение русских к иностранцам
Отношение к идее времени и способ его организации у русских
Конфессиональные особенности русских
Феномен российского пьянства
Современные социокультурные
ценности русских
Новые реалии и ценности в постсоветской России
Безопасность и состояние законности в современной России
Разные поколения россиян
Россияне и предпринимательство
Как население России оценивает свое материальное положение и социальный статус?
Кто такие «новые русские»?
Какие моральные ценности важны для современных россиян?
Нравственность россиян: вчера, сегодня, завтра?
Как россияне относятся к государству?
Как россияне относятся к капитализму?
Как россияне относятся к различным социальным группам?
Как современные россияне относятся к свободе и демократии?
Отношение россиян кденьгам
Как современные россияне воспринимают самих себя?
Как сейчас россияне относятся к другим странам?
Деловое сотрудничество
с русскими
Участие Запада в российском производстве
Стиль делового общения у русских
Деловое сотрудничество и проблема пунктуальности и точности россиян
Отношение россиян к труду
Способ получения информации у русских
Манера работать и поведение на рабочем месте у русских
Отношения между руководителем подчиненными у русских
Психологические особенности современных российских предпринимателей
Полезные советы тем, кто собирается работать в России
Деловое сотрудничесво русских и иностранцев


Отзывы

Отзывов пока нет.

Написать отзыв



О сайте||Карта сайта||Контакты||©2009 mnogodetnaya-semya
По поводу размещения рекламы на страницах сайта переходите
по ссылке -
реклама на сайте Многодетная семья.Ру