Логотип сайта Многодетная семья. Ру

Многодетная
семья

из Тольятти

Гостевая книга 
Форум               

Цикл статей "О русских для иностранцев и не только"

Православный
календарь
2016 г.

2015 г.
2014 г.

2013 г.
2012 г.

Бесплатные юридические консультации

Многодетная семья в России - новости

Почему болеют дети и как с этим бороться?

Онлайн игры для всей семьи.

Кредиты для семьи - большой выбор.

Туризм и отдых для всей семьи.

Социальная сеть твой авто

 

ФотоТольятти
Театр кукол г. Тольятти
Гостиница Жигули г. Тольятти
Центральная площадь г. Тольятти
Памятник строителям КуйбышевГидростроя. г. Тольятти Центральный парк
ДК СинтезКаучук г. Тольятти
Загс г. Тольятти Центральный район
Дума г. Тольятти Центральный район
Кинотеатр Буревестник г. Тольятти
Памятник узникам г. Тольятти
Памятник героям г. Тольятти. Площадь Свободы.

Егорьев день.
Православные
праздники


       Егорьев день (Егорий храбрый. Юрий зелёный. Юрьев день).


Главная            

      ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ (ЕГОРИЙ ХРАБРЫЙ, ЮРИЙ ЗЕЛЁНЫЙ, ЮРЬЕВ ДЕНЬ)
    
народное название дня памяти св. Георгия Победоносца, отмечавшегося дважды в году: 23 апреля/6 мая (Егорий Вешний) и 26 ноября/9 декабря (Егорий Осенний, Егорий Зимний, Егорий Холодный). Русские крестьяне говорили: «На Руси два Егорья: один холодный, другой голодный).
      Св. Георгий (Егорий, Юрий) в христианской традиции известен как великий мученик и чудотворец. Будучи воином в страже императора Диоклетиана, он обличал его как гонителя христиан, за что и был обезглавлен 23 апреля 303 г. Согласно христианским легендам, св. Георгий совершил множество подвигов и чудес. Главным из них было освобождение от огромного змея жителей г. Бейрута, которые должны были ежегодно отдавать на съедение змею своих детей.
       В русской народной традиции Георгий Победоносец считался одним из главных святых. В «егорьевской» песне, исполнявшейся в западных губерниях Европейской России, об этом гово­рится так:
На тым соборе три престола: Первый престол — свят Егорий, Другой престол — Мать Пречистая, Третий престол — сам Сус Христос.
       В деревнях Верхнего Поволжья день памяти св. Георгия считался вторым по значимости после главного христианского праздника — Пасхи:
       Первый праздник —
Свята Пасха,
Яйца красят.
Другой праздник —
Свят Егорий,
И бяри вербу,
И гони (скот. — И. Ш.) в поле.
     В народном сознании образ христианского святого слился с образом языческого солнечного бота. Его представляли могучим

Перед обходом скота. 1980  Деревня Шуиилово, Смоленская обл.

Перед обходом скота. 1980-е. Деревня Шумилово, Смоленская обл. Фото

богатырем, у которого «во лбу красное солнышко, в затылочке светел месяц» и который обладает сверхъестественной силой, направленной на защиту русского народа от врага, и огромной властью над природой.
      Празднование Егорьева дня приходилось на ранневесенний период народного календаря. Св. Георгий был олицетворением созидающих сил природы. Русские крестьяне говорили, что вместе с Егорием на землю приходит весна: «Егорий на порог весну приволок», «Не бывать весне на Святой Руси без Егория». Счи­талось, что он «открывал» землю:
       Святый Юрья, Божий посол,
        До Бога дошов,
       А узяв клюци золотые,
        Атамкнув землю святорусскую
        На белую Русь и на весь свет.
     Св. Георгий оживлял землю, выпуская на волю росу:

Свят Ягорья
Взял ключи златы,
Пошел в поле
Росу выпустил,
Росу теплую,
Росу мокрую.
      Св. Георгий, если его попросить, дает полям первый дождь:
Дождь, дождь!
На бабину рожь,
Па дедову пшеницу,
Па девкин лен
Поливай ведром.

Обход скотины во дворе. В руках у женщины солонка и иконаОбход скотины во дворе перед выгоном в иоле. 1980-е. Деревня Шумилово, Смоленская обл. Фото. (В руках у женщины солонка и икона Св. Георгия)

       Пробуждение природы влекло за собой возобновление земледельческих работ, которое фактически во всех русских деревнях начиналось сразу же после Егорьева дня: «Господь Бог благословляет землю и открывает ее на сеяние», «Егорий начинает полевые работы», «На Егорья выезжает и ленивая сошка», — говорили русские. На Егорьев день обязательно выгоняли на пастбище скот, даже если было холодно и местами еще лежал снег. Считалось, что св. Георгий в этот день объезжает стадо на белом коне, беря его под свое покровительство. По вятскому поверью, у хозяина, не выгнавшего скот в Егорьев день, «кукушка окукует скотину» и та летом не будет ходить домой; в Смоленской губернии считали, что корову, оставленную в Егорьев день в хлеву, невозможно будет «приговорить к стаду»; в Тверской губернии верили, что такую корову мог задрать медведь, насланный лешим.
      Во многих русских деревнях в этот день проводились обряды в честь св. Георгия, во время которых люди обращались к святому с просьбами «открыть» землю, дать плодородие полям, защитить скот.
      Обращения к св. Георгию с просьбой «открыть» землю были характерны для западнорусских губерний, граничащих с белорусскими землями, а также для ряда деревень Пензенской губернии. Так, например, в Пензенской губернии молодежь выбирала из своей среды парня, который должен был изображать св. Георгия. В руки этому парню, называвшемуся «Юрья», давали зажженный факел, украшали его первой зеленью, если она к этому времени уже появлялась, а на голову клали круглый пирог. Про­цессия, возглавляемая «Юрьей», трижды обходила озимые ноля. Затем все собирались на меже, разводили костер, съедали пирог и после этого обращались к св. Георгию с просьбой:
     Юрий, вставай рано, Отмыкай землю, Выпускай росу На теплое лето, На буйное жито, На ядренистое, На колосистое.

 

 

 

О сайте||Карта сайта||Контакты||©2009 mnogodetnaya-semya
По поводу размещения рекламы на страницах сайта переходите
по ссылке -
реклама на сайте Многодетная семья.Ру