Логотип сайта Многодетная семья. Ру

Многодетная
семья

из Тольятти

Гостевая книга 
Форум               

Цикл статей "О русских для иностранцев и не только"

Православный
календарь
2016 г.

2015 г.
2014 г.

2013 г.
2012 г.

Бесплатные юридические консультации

Многодетная семья в России - новости

Почему болеют дети и как с этим бороться?

Онлайн игры для всей семьи.

Кредиты для семьи - большой выбор.

Туризм и отдых для всей семьи.

Социальная сеть твой авто

 

ФотоТольятти
Театр кукол г. Тольятти
Гостиница Жигули г. Тольятти
Центральная площадь г. Тольятти
Памятник строителям КуйбышевГидростроя. г. Тольятти Центральный парк
ДК СинтезКаучук г. Тольятти
Загс г. Тольятти Центральный район
Дума г. Тольятти Центральный район
Кинотеатр Буревестник г. Тольятти
Памятник узникам г. Тольятти
Памятник героям г. Тольятти. Площадь Свободы.

 

Петровское
заговенье

Православная
страница


Звонница святого Николая в г. Тольятти

Петровское заговенье (всесвятское, русальное).


Главная            

ПЕТРОВСКОЕ ЗАГОВЕНЬЕ (ВСЕСВЯТСКОЕ, РУСАЛЬНОЕ, ЯРИЛИНО ЗАГОВЕНЬЕ)       праздник, посвященный проводам весны, отмечавшийся в следующее после Троицы воскресенье. По всей России в этот день проходили молодежные гулянья, в которых принимали участие также молодые мужчины и женщины. Гулянья начинались с раннего утра или с обеда, продолжались до позднего вечера, а иногда шли всю ночь. Местом их проведения были обычно берега рек и озер, где разводили костры, устраивали трапезы. Парни и девушки купались, мужчины и женщины принимали угощение, переходя от костра к костру. После захода солнца все раздевались и купались вместе. Затем старшие уходили домой, а молодежь продолжала гулять и раз­влекаться до самого утра.В некоторых деревнях северных и центральных губерний Европейской России прощание с весной проводилось в форме красивого обрядового действия. В Новгородской губернии парни и девушки, веселившиеся весь день, на закате солнца шли с цвета­ми и травами за околицу деревни, обходили ее кругом, а затем
Деревенский хоровад. Начало 20 века. Южная Россия.

Деревенский хоровод.Начало XXв. Южная Россия. Фото

    направлялись к полю. В момент, когда солнце начинало уходить за горизонт, все становились на колени, кланяясь земле и восклицая: «Прощай, весна красная, прощай! Ворочайся скорее опять!» Затем с песнями шли на берег реки, где водили хороводы. Подобный этому обряд проводился во Владимирской губернии, где прощаться с весной отправлялись все жители деревни во главе с девушками и молодыми женщинами.
      Петровское заговенье, заканчивавшее весну и открывавшее дорогу лету, рассматривалось как рубежный день в жизни природы и людей и оформлялось ритуалами, связанными с идеей умирания и воскресения. В этот день в разных районах проводились обряды похорон-проводов русалки, соловушки, Горюна, Ярилы, Костромы, Чехони и т. д. Парни и девушки изготавливали из соломы и старых ненужных вещей чучело (иногда с подчеркнутыми признаками пола), затем с плачем и криком уносили его к реке или на иоле и там топили его или, разорвав на мелкие куски, разбрасывали по полю. Вот, например, как проходила церемония ри­туальных похорон Костромы во Владимирской и Нижегородской губерниях. Соломенное чучело с песнями наряжали в рубаху и сарафан, на голову надевали платок, на ноги коты и укладывали с пением в корыто. Девушки и молодые женщины, покрыв головы белым траурным платком, ставили корыто на носилки и медленно шли по деревне в сторону реки. Во главе процессии шли парии в старых рогожах на плечах, изображая церковный причт, провожающий покойника на кладбище. За девушками, несущими ко­рыто, двигались, причитая, женщины-«нлакалыцицы»:
       Кострома, Кострома,
Ты нарядная была,
Развеселая была
Ты гульливая была!
А теперь, Кострома,
Ты во гроб легла!
И к тебе ль, Костроме
Сошлись незваные сюда.
Стали Кострому
Собирать-одевать;

Похороны Костромы. 19 век. Рис. с лубка

Похороны Костромы. XIXв. Рис. с лубка

   Время от времени из толпы, сопровождавшей процессию, раздавались крики: «Матушка Костромушка, на кого ты меня покинула! Закрылись твои ясные оченьки». Придя к реке, Костро­му раздевали, а одежду и солому бросали в воду, распевая песню, в которой рассказывалась, что Кострома лежит под березой «убита-неубита, тафтой прикрыта».
      В некоторых деревнях главного персонажа обряда проводов-похорон играл человек, наряженный соответственно разыгрываемому образу. Так, например, в Зарайском уезде Московской губернии был известен обряд проводов русалки, которую изображала девушка с распущенными волосами в белой рубахе, сидевшая верхом на кочерге и державшая в руке полено. Она шла по деревне по направлению к ржаному полю в сопровождении девушек и женщин, бивших сковородниками в печные заслонки. Дети бежали рядом и кричали: «Русалка, русалка, пощекочи меня!» Около ржаного поля русалка набрасывалась на сопровождавших се людей, стараясь их пощекотать. Женщины прогоняли русалку, а когда она скрывалась во ржи, кричали: «Мы русалку проводили, можно будет везде смело ходить».
     Некоторые из обрядов похорон-проводов содержали в себе элементы эротики. Особенно это проявлялось в обряде похорон-проводов Ярилы, характерном для многих деревень Верхнего и Среднего Поволжья, а также некоторых южнорусских губерний. Их описание в Воронеже дал св. Тихон Задонский в 1765 г. По словам Тихона, Ярилой в этом обряде становился человек, кото­рого избирали всем городом. Его украшали цветами, травами, лентами, обвешивали колокольчиками, на голову водружали колпак, а между ног привязывали скалку. Ярила ходил, приплясывая, по улицам в сопровождении толпы людей, плясавших и исполнявших «скверные» песни, обращался к женщинам с непристойными шутками и жестами, а те в свою очередь потешались над его мужскими атрибутами.
       В 1838 г. известный исследователь И. М. Снегирев оставил описание другого варианта похорон Ярилы, проходивших в Костроме: «...старик в лохмотьях нес в небольшом гробике куклу, представлявшую мужчину с естественными его принадлежностями. Пьяные бабы провожали гробик до могилы, где закапывали его с разными причетами» (Снегирев 1839, 55).По предположению ученых, обряды Петровского заговенья восходят к древним языческим ритуалам, исполнявшимся в честь великого солнца, рождающего жизнь

Православный календарь 2015 года на каждый день.

 

<--Назад  

 

О сайте||Карта сайта||Контакты||©2009 mnogodetnaya-semya
По поводу размещения рекламы на страницах сайта переходите
по ссылке -
реклама на сайте Многодетная семья.Ру