Логотип сайта Многодетная семья. Ру

Многодетная
семья

из Тольятти

Гостевая книга 
Форум               

Цикл статей "О русских для иностранцев и не только"

Православный
календарь
2016 г.

2015 г.
2014 г.

2013 г.
2012 г.

Бесплатные юридические консультации

Многодетная семья в России - новости

Почему болеют дети и как с этим бороться?

Онлайн игры для всей семьи.

Кредиты для семьи - большой выбор.

Туризм и отдых для всей семьи.

Социальная сеть твой авто

 

ФотоТольятти
Театр кукол г. Тольятти
Гостиница Жигули г. Тольятти
Центральная площадь г. Тольятти
Памятник строителям КуйбышевГидростроя. г. Тольятти Центральный парк
ДК СинтезКаучук г. Тольятти
Загс г. Тольятти Центральный район
Дума г. Тольятти Центральный район
Кинотеатр Буревестник г. Тольятти
Памятник узникам г. Тольятти
Памятник героям г. Тольятти. Площадь Свободы.

Спасо-Преображенский собор г. Тольятти

Между летом и осенью. Ильин день.

Звонница святого Николая на Центральной площади. г. Тольятти

Ильин день - переломный день.


Главная            

Илью Пророка называли также «огненным тученосным громовержцем». Он, по поверью, ездил на огненной колеснице, которую вез волшебный конь:
У нас было на сырой на земле —
Претворилися такие чудеса:
Растворилися седьмые небеса,
Сокатилися златые колеса,
Золотые, еще огненные.
Уж на той колеснице огненной
Над пророками пророк, сударь, гремит,
Наш батюшко покатывает,
Утверждает он святой Божий закон.
Под ним белой храброй конь;
Хорошо его конь убран,
Золотыми подковами подкован.
Уж и этот конь не прост:
У добра коня жемчужный хвост,
А гривушка позолоченная,
Крупным жемчугом унизанная;
В очах его камень Маргарит,
Из уст его огонь-пламень горит.
        В то же время Илья был щедрым святым, он наделял людей богатством, урожаем, скотом и здоровьем, очищал мир от всякой нечисти. Крестьяне считали его повелителем дождя, хозяином «гремячих», т. е. не замерзавших зимой родников и речек, которые якобы появились от удара его огненных стрел, покровителем земледелия и скотоводства, главным кормильцем и поильцем людей и домашних животных.
Представления о ветхозаветном пророке как суровом и одновременно добром владыке лежали в основе поверий и обрядности Ильина дня. В канун праздника Илья Пророк время от вре­мени показывал людям свое могущество. Для этого он устраивал
ы

Неизвестный художник. Народное гулянье в селе Алексеевском близ Москвы. Середина XIXв. Масло.

      Фрагмент так называемую воробьиную ночь, когда грохочет гром, сверкают молнии, льет дождь, сильный ветер срывает соломенные крыши, мечутся птицы, качаются и ломаются вековые деревья, ревет домашний скот. В такую ночь можно спастись только молитвой, обращенной к разъяренному пророку:
      С этой страсти крестьяне, с переполоху Затопляли свечи да воску ярого, Тут молили оны Бога от желаньица, Оны кланялись во матушку сыру землю: «Спаси, Господи, ведь душ да наших грешных, От стрелы ты сохрани да нас от молнии, Пронеси, Господи, тучу за сине море!»
      В Ильин день и следующую за ним ильинскую неделю обычно устраивали молебны, а в некоторых губерниях совершали обряды жертвоприношений. В случае засухи молились Илье Мокрому, а при дождливой погоде - Илье Сухому.
      Жертвоприношения Илье Пророку в надежде на его покровительство и защиту осуществлялись в разных формах. Так, например, во время засухи для Ильи ставилась на въездные ворота в деревню чаша с овсом и рожью, его икона опускалась в святой родник или в святой колодец. В церковь относили мед, пиво, колосья свежей ржи и горох. Обрядом жертвоприношения принято также считать широко известный в России обычай коллективной трапезы с закланием быка или барана в Ильин день. Крестьяне сгоняли весь домашний рогатый скот к церкви или часовне, около которых священник проводил молебен перед иконой Ильи Пророка и освящал скот, окропляя его святой водой. После этого закалывали заранее выбранное животное, купленное на общественные деньги. Часть мяса, обычно лопатку, отдавали в церковь, а остальное готовили в общем котле. Одновременно с этим варили пиво. Затем на улице расставляли столы, и начинался пир для всей деревни, заканчивавшийся всеобщим весельем и гуляньем молодежи до восхода солнца. Обряд заклания быка с последующим пиром, перекликавшийся с ветхозаветным рассказом о


ц 

Крестьяне.
1903. Псковская губ. Фото

тельце, поднесенном Илией Яхве на горе Кармель, — один из древних по своему происхождению обрядов. Он имел вполне опреде­ленное магическое значение: способствовал урожаю и плодовитости скота.
      Для Ильина дня были характерны и другие обрядовые действия. Так, например, обращались к Илье с молитвами о здоровье: «Молюсь тебе, святой Божий Илья! Пошли тридцать ангелов в златокованом платье, с луки и стрелы, да отбивают и отстреливают от раба Божия (имярек) уроки и призоры и притки, щипоты и ломотья и ветроносное язво. Спустите мне гром и молнию, отбивайте и отстреливайте от раба Божия уроки и призоры, потяготы и позевоты». Ильинским дождем умывались в надежде на предохранение от всевозможных чар. В этот день обращались к Илье с просьбой уничтожить в деревне всю нечисть, а также клопов, блох и мух. Для этого во время грозы святой водой опрыскивали дом, выгоняли спрятавшихся в углах бесов на улицу, веря, что Илья убьет их стрелами-молниями.
     Ильин день был для целого ряда областей России переломным днем, рубежом между летом и осенью: «На Илью до обеда лето, с обеда осень», «На Ильин день и камень прозябает», «С Ильина дня работнику две угоды — ночь длинна и вода холодна». Крестьяне считали, что к этому дню должен быть закончен семокос: «Илья Пророк — косьбе срок»; начата жатва: «Илья жниво зачинает, лето кончает»; «подрезаны» первые соты в ульях.

Православный календарь 2015 года на каждый день.

 

 

Назад  2

 

О сайте||Карта сайта||Контакты||©2009 mnogodetnaya-semya
По поводу размещения рекламы на страницах сайта переходите
по ссылке -
реклама на сайте Многодетная семья.Ру