Логотип сайта Многодетная семья. Ру

Многодетная
семья

из Тольятти

Гостевая книга 
Форум               

Цикл статей "О русских для иностранцев и не только"

Православный
календарь
2016 г.

2015 г.
2014 г.

2013 г.
2012 г.

Бесплатные юридические консультации

Многодетная семья в России - новости

Почему болеют дети и как с этим бороться?

Онлайн игры для всей семьи.

Кредиты для семьи - большой выбор.

Туризм и отдых для всей семьи.

Социальная сеть твой авто

 

ФотоТольятти
Театр кукол г. Тольятти
Гостиница Жигули г. Тольятти
Центральная площадь г. Тольятти
Памятник строителям КуйбышевГидростроя. г. Тольятти Центральный парк
ДК СинтезКаучук г. Тольятти
Загс г. Тольятти Центральный район
Дума г. Тольятти Центральный район
Кинотеатр Буревестник г. Тольятти
Памятник узникам г. Тольятти
Памятник героям г. Тольятти. Площадь Свободы.

Спасо-Преображенский собор г. Тольятти

Иванов день. Рождество Иоанна Крестителя.

Звонница святого Николая на Центральной площади. г. Тольятти

Иванов день. Иван Купала.


Главная            

  ИВАНОВ ДЕНЬ (ИВАН КУПАЛА, ИВАН ТРАВНИК) - народное название великого праздника православного календаря — рождества Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля) и праздник летнего солнцестояния.
      Согласно христианскому вероучению, Иоанн Креститель является последним в ряду пророков — предвозвестников прихода Мессии, непосредственным предшественником Иисуса Христа. Родителями Иоанна Крестителя были Елизавета и священник Захария, которые до старости не могли иметь детей. Чудесное зачатие Иоанна Крестителя было предвозвещено архангелом Гавриилом, который явился Захарии, когда тот служил в храме. Архангел Гавриил объявил, что сыну Захарии и Елизаветы суждено стать предтечей Мессии и что его следует назвать Иоанном, т. с. «милостью Божией». Захария усомнился в словах архангела и за это был наказан немотой, которая разрешилась только на восьмой день после рождения Младенца. В тридцатилетнем возрасте Иоанн Креститель выступил со всенародной проповедью: «...покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Над те­ми, кто принимал эту весть, Иоанн совершал обряд крещения в водах реки Иордан (см. Крещение). В числе принимавших кре-

Рождество Иоанна Предтечи.
XV-XVIвв.
Икона Новгородской школы

Рождество Иоанна Предтечи.
XV-XVIвв.
Икона Новгородской школы

щеиие был тогда еще не известный народу Иисус Христос: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Пего» (Мк. 1:9—10).
       Рождество Иоанна Крестителя было приурочено христианской религией к дню летнего солнцестояния, которое наступает около 22 июня. Таким образом с Рождества Иисуса Христа, которое приходится на день зимнего солнцестояния, солнце начинает «возрастать», а с Иванова дня — «умаляться». В народной традиции празднование рождества Иоанна Крестителя соединилось с языческим празднованием солнцеворота и культом Купалы.
     Иванов день отмечали как праздник природы, которая к этому времени достигает высшей точки своего расцвета (см. Зелёные святки). После Ивана Купалы се буйство постепенно «идет на убыль». Момент перехода был мифологизирован: старое уходит, новое еще не наступило мир становится аморфным, размывается граница между «тем» и «этим» светом, на земле и на небе происходят чудеса.
      Празднование Иванова дня начиналось после захода солнца в день Лграфены Купальницы. По поверью, в Иванову ночь и Иванов день окружающий человека мир на короткое время становится другим: солнце, небо, земля, вода, растения и животные изменяют свой привычный облик, открываю! ЛЮДЯМ свои тайны, отдают им накопленное богатство. В праздничную ночь земля обнажает свои недра, позволяя человеку увидеть скрытое от него в другое время: обнаружить клады, услышать звон колоколов церквей, которые ушли в землю. Вода приобретает волшебные целительные свойства. Растения наполняются особой магической силой, переходят с места на место и разговаривают друг с другом. Животные в эту ночь говорят на человеческом языке, слепая змея медянка получаст зрение и становится опасной человеку. В Иваново утро солнце играет — переливается разными цветами, подскакивает над горизонтом, исчезает, снова появляется, останавливается и снова катится но небу. Человек, увидевший его игру, будет здоров и счастлив. В Иванов день, как счита­лось, на один миг «раскрывается» небо и с небес на землю выглядывает Бог. Если человек станет свидетелем этого чуда и успеет загадать желание, то оно обязательно исполнится.
     В полные чудес Иванову ночь и Иванов день мужчины и женщины, парни и девушки отправлялись в луга, леса, к рекам и озерам. В Иванов день принято было собирать цветы и лекарственные травы. Они использовались для лечения болезней, для гаданий и ворожбы (см. Колдовство; Знахарство). С лечебными целями собирали такие травы, как золотуха — «ростет на борах, на раменских местах при осинниках, листиками маленька в пядь, на одном корсни волотей по десети, а сама что золотом перевита от корени», суровец — «ростет при водах в локоть вышины, красноват, листки, что елочки», шам — «листки язычком, видом, что капуста» {Отреченное чтение... 2002, 441—442) и другие. Сбор трав оформлялся под стать ритуальному действию: в течение двух-трех дней перед Ивановым днем полагалось говеть (т. е. поститься, читать молитвы, ходить в церковь) и идти за травами рано утром, до восхода солнца, прочитав «божью молитву». Придя на место, нужно было обратиться к земле с просьбой: «Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!» Во многих губерниях России лекарственные травы женщины собирали обнаженными или в одних рубахах, с распущенными по плечам волосами. По возвращении из леса растения относили в храм для освящения.


И. И. Шишкин.
Травка. Этюд. 1892. Масло

И. И. Шишкин.
Травка. Этюд. 1892. Масло

   Для гадания собирали лишь определенные виды растений: иван-да-марью («иваньковский цвет») — растение с двуцветными синими (фиолетовыми) и желтыми лепестками, богатку — цветок со светло-желтой круглой пушистой головкой, а также набор из 12 различных трав. Эти травы, по поверью, могли раскрыть судьбу сорвавшего их человека. Для этого богатку или иван-да-марью ночью затыкали в избе за матицу потолочную балку, а утром смотрели, распустилась ли богатка пышным цветком, не завяли ли цветки иван-да-марьи. Если нет — значит, человека ожидает радостная судьба, в противном случае ему грозили болезни или даже смерть. Букет из 12 трав девушки клали под подушку в надежде увидеть во сне своего суженого.
       Сбором трав для ворожбы занимались колдуны и колдуньи, а также люди, отчаявшиеся решить свои проблемы обычным способом. «Ворожейными» травами считались: плакунтрава, которая якобы заставляет плакать нечистых духов, изгоняет нечистую силу, открывает доступ к кладам; адамова голова, дающая большую власть над людьми; одоленьтрава, которая позволяет одолеть все препятствия, стоящие на пути; разрывтрава — трава, открывающая все двери, разрезающая металл; девясил, помогающий в любовных делах; намлисей, защищающий в бою и делающий человека полководцем; ревака, с помощью которой никогда не утонешь, и др.
      Сбор волшебных трав сопровождался различного рода магическими действиями, произнесением заговоров. Так, например, корень плакун-травы надо было выкопать из земли на утренней заре без употребления железных орудий, после этого постараться проникнуть в алтарь церкви и, повернув корень к востоку, прочитать заговор: «Плакун, плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало, не катись твои слезы по чистому полю, не разносись твой вой по синему морю. Будь ты страшен злым бесам, старым ведьмам киевским. А не дадут тебе покориться, утопи их в слезах; а убегут от твоего позорища, замкни в ямы иреисподния; будь мои слова при тебе крепко и твердо. Век веков!» (Забылин 1990, 428).
       Среди колдовских трав особенно почитался папоротник, который, по поверью, ровно в полночь на один миг расцветал в глухом лесу, где не слышно петушиного крика. По легенде, широко известной всем русским, человек, которому удастся его сорвать, получит огромные знания, сокрытые в природе. Он будет знать все события, которые происходят в мире, все колдовские и при­родные тайны, научится понимать язык деревьев, животных и птиц, сможет превращаться в невидимку.
       В Иванову ночь до самого утра купались в реках, озерах и прудах. Считалось, что во время ивановского купания человек приобретал силу, здоровье, красоту, очищался от всех болезней, снимал порчу и сглаз. Престарелые люди вместо купания обливали себя водой из колодцев. Во многих деревнях существовал так­же обычай обрызгивать или обливать водой всех людей, появлявшихся на деревенской улице. Наряду с этим были распространены и ритуальные омовения в банях, которые топили вечером накануне Иванова дня. Воду для таких омовений настаивали на душистых травах, парились веником, который делали не только из березы, но и добавляли ветви плодовых деревьев, травы, цветы. В некоторых местностях России в Иванову ночь купали коней, чтобы они были сильными, до восхода «иваньковского» солнца поливали капустные грядки, чтобы в них не заводились черви.

Православный календарь 2015 года на каждый день.

 

 

     следующая

 

О сайте||Карта сайта||Контакты||©2009 mnogodetnaya-semya
По поводу размещения рекламы на страницах сайта переходите
по ссылке -
реклама на сайте Многодетная семья.Ру