Логотип сайта Многодетная семья. Ру

Многодетная
семья

из Тольятти

Гостевая книга 
Форум               

Цикл статей "О русских для иностранцев и не только"

Православный
календарь
2016 г.

2015 г.
2014 г.

2013 г.
2012 г.

Бесплатные юридические консультации

Многодетная семья в России - новости

Почему болеют дети и как с этим бороться?

Онлайн игры для всей семьи.

Кредиты для семьи - большой выбор.

Туризм и отдых для всей семьи.

Социальная сеть твой авто

 

ФотоТольятти
Театр кукол г. Тольятти
Гостиница Жигули г. Тольятти
Центральная площадь г. Тольятти
Памятник строителям КуйбышевГидростроя. г. Тольятти Центральный парк
ДК СинтезКаучук г. Тольятти
Загс г. Тольятти Центральный район
Дума г. Тольятти Центральный район
Кинотеатр Буревестник г. Тольятти
Памятник узникам г. Тольятти
Памятник героям г. Тольятти. Площадь Свободы.

Спасо-Преображенский собор г. Тольятти

Иванова ночь. Соединение брачных пар.

Звонница святого Николая на Центральной площади. г. Тольятти

Иванова ночь.


Главная            

   Характерным развлечением Ивановой ночи в западных и западноюжнорусских губерниях было разжигание костров. Костры начинали приготавливать в день Лграфены Купальницы, их зажигали в момент захода солнца и тушили уже к восходу солнца в Иванов день. Костры имели значение избавительного, очистительного, обережного и продуцирующего действия. В них бросали старые ненужные вещи, одежду больных людей, что символизировало обновление жизни. В купальской частушке поется:
    Лапти старые уйдуть, а к нам новые придуть. Беда старая у идет ь, а к нам новая иридеть.
Огонь, устремляющийся вверх, соотносили с ростом и умножением. По высоте пламени гадали, чей лен будет выше, а урожай больше. Считалось также, что огонь ивановского костра мо-

Л. Г. Венецианов, Купальщицы. 1829. Масло

Л. Г. Венецианов, Купальщицы. 1829. Масло

жет соединить брачные пары. В Калужской губернии, например, в костер бросали борону, которая на мифологическом уровне имела брачноэротическую семантику, и говорили: «Дыгарайтя, а наших девок рызбирайтя!» Парень и девушка, которые, взявшись за руки, перепрыгнут через костер, будут вечно любить друг друга. Если во время прыжка у девушки падал с головы венок, а парень его подхватывал, то он имел право к ней свататься. Огонь становился метафорой жизни.
   Иванова ночь была наполнена эротикой. Парни и девушки вместе гуляли до самого утра, вместе купались в реках и озерах, что было не принято в другие дни, устраивали совместные трапезы на берегах рек. Взаимоотношения любовных пар были достаточно вольные: не возбранялись поцелуи, ласки, объятия, считавшиеся непозволительными в обычные дни. Девушка в згу ночь могла «играть» не обязательно со своим постоянным «ухажером» (миленком, дролей, почетником) (см. Посиделки), а выбрать себе в пару любого понравившегося ей парня, даже из чужого села, что деревенским этикетом запрещалось в другие праздничные дни. Почетник же не имел права ее ревновать или сердиться на нее за «измену». Традиционные развлечения молодежи — хороводы, качели, пляски — сопровождались песнями с эротической направленностью. В одних песнях звучит только тема любви: девушка дарит парню купальский венок из цветов:Носи, мой друг,
Носи, мой друг,
Не складывай,
Не складывай,
Люби меня,
Люби меня,
Не покидывай,
Люби меня.

      В других — любовная тема проводится с большей откровен­ностью:А Иван Марью
Звал на Купальню,
Купала на Ивана!
«Где, Купала,
Ночь ночевала?»
«Под осинкою
С Максимкою,
Под орешкою
С Терешкою».

    Либо  в метафорической  форме рассказывается о соитии мужчины и женщины. Новгородские девушки пели: Еще что кому до нас,
Когда праздничек у нас!
Завтра праздничек у нас —
Иванов день!
Уж как вес люди капустку
Заламывали.
Уж как я ли, молода,
В огороде не была.
Уж как я за кочан, а кочан закричал,
Уж как я кочан ломить,
А кочан в борозду валить:
«Хоть бороздушка узенька —
Уляжемся!
Хоть и ночушка маленька —
Понабаемся!»
Хоровод. 1920-е. Семипалатинская губ. Фото. 

Гулянье
деревенской молодежи.
Начало XXв. Фото

 

Хоровод. 1920-е. Семипалатинская губ. Фото. 

 

 

     Иоанн Креститель в фолклорных текстах воспринимался даже как устроитель брака :
Святой Иван, Что ты робишь?
Ах, мой Боже, Ляды полю.
Святой Иван, На что ляды?
Ах, мой Боже, Ячмень сеять!
Святой Иван, На что ячмень?
Ах, мой Боже, Пиво варить!
Пиво варить, Сынов женить,
Дочек отдавать,
Пасаг (приданое. — И. Ш.) делить. 

           
    В Иванову ночь девушками совершались различные магические действия, направленные на ускорение сватовства и замужества. В Орловской губернии, например, девушки пропахивали бороной вокруг села дорогу, чтобы к ним скорее приезжали сжаты. В Смоленской губернии борозду проводили от дома девушки к дому нравящегося ей парня, чтобы он быстрее посватался.
    Иванова ночь воспринималась народной традицией и как страшная ночь: в это время активизировалась вся нечистая сила. В Ярославской губернии, например, считали, что в Иванов день водяной старается утащить на дно всех купальщиков. В Тверской губернии говорили, что леший в эту ночь заманивает в чащу гуляющих в одиночестве женщин и вступает с ними в любовные отношения. Особенно опасными становились колдуньи и ведьмы, которые портили хлебные поля и отбирали у коров молоко. Ведьма, желая забрать молоко у коров, поднималась в полночь на самое высокое место в деревне, ставила рядом с собой кринки и читала специальное заклинание, например такое: «Беру моло ко, да не все». С этого момента коровы плохо доились, а кринки ведьмы всегда были полны молока. Колдуньи отправлялись на поле и делали там пережин, т. е. выстригали или вытаптывали ногами колосья, в результате чего во ржи появлялись полосы, шедшие с угла на угол или крест-накрест, а зерно с такого поля при молотьбе попадало в закрома колдуньи. Крестьяне, стараясь защититься от демонических сил, втыкали в дверную колоду нож, ветви можжевельника, татарник, читали различные заговоры и заклинания, отгоняющие нечистую силу:
    ..Вы катитесь, ведьмы, За мхи, за болота, За гнилые колоды, Где люди не бают, Собаки не лают, Куры не поют, — Вот там и место!
     Иванов день, отмечавшийся русскими крестьянами в XIX — первой четверти XX в., был отголоском древнеславяиского праздника в честь солнца. Частично картина этого праздника сохранилась в памятниках литературы XVI—XV11 вв. В послании игумена Елеазарова монастыря Памфила наместнику Пскова князю Дмитрию Ростовскому от 1505 г. дается такое описание поведения людей в ночь Ивана Купалы: «Егда бо приидеть самый праздник Рожество Предотечево, тогда во святую ту нощь мало не весь град возмятется, и в седах взбесятца в бубны и в сопели и гудением струнным, и всякими неподобными игранми сотонинскими, плесканием и плясанием, женам же и девам и главами киванием и устнами их неприязнен клич, вся скверные бесовские песни, и хреитом их вихляниа, и ногам их скакание и топтаниа; ту же есть мужем и отроком великое падение, ту же есть на женско и девичье шептание блудное им воззрение, тако же есть и женам мужатым осквернение и девам растлениа» (Лгапкина 2002, 530). В слове св. Григория говорится о том, что люди «...окаянье полуденное чтут и кланяются на полдень обратившеся», а в «Слове отца наше­го Иоанна Златоустого» написано: «...приступиша к идолам и начаша жрети молнии и грому, и солнцю, и луне» {Аничков 1914,386, 389). В купальских мифах многих европейских народов огонь (земное и небесное солнце) и вода осмысляются как брат и сестра, вступившие в кровосмесительный брак. Купальский цветок иван-да-марья рассматривается как их земное воплощение, желтый цвет олицетворяет одного из них, синий — другого. О том, что празднества Иванова дня — пережитки древних обрядов поклонения солнцу, говорит и само слово «Купала», которое происходит от глагола «купать», а в его основе лежит индоевропейский корень -kup-, со значением «кипеть, вскипать, страстно желать».

Православный календарь 2015 года на каждый день. 

 

 предыдущая

 

О сайте||Карта сайта||Контакты||©2009 mnogodetnaya-semya
По поводу размещения рекламы на страницах сайта переходите
по ссылке -
реклама на сайте Многодетная семья.Ру