Логотип сайта Многодетная семья. Ру

Многодетная
семья

из Тольятти

Гостевая книга 
Форум               

Цикл статей "О русских для иностранцев и не только"

Православный
календарь
2016 г.

2015 г.
2014 г.

2013 г.
2012 г.

Бесплатные юридические консультации

Многодетная семья в России - новости

Почему болеют дети и как с этим бороться?

Онлайн игры для всей семьи.

Кредиты для семьи - большой выбор.

Туризм и отдых для всей семьи.

Социальная сеть твой авто

 

ФотоТольятти
Театр кукол г. Тольятти
Гостиница Жигули г. Тольятти
Центральная площадь г. Тольятти
Памятник строителям КуйбышевГидростроя. г. Тольятти Центральный парк
ДК СинтезКаучук г. Тольятти
Загс г. Тольятти Центральный район
Дума г. Тольятти Центральный район
Кинотеатр Буревестник г. Тольятти
Памятник узникам г. Тольятти
Памятник героям г. Тольятти. Площадь Свободы.

Спасо-Преображенский собор г. Тольятти

Сорок мучеников. Сороки.

Звонница святого Николая на Центральной площади. г. Тольятти

Сороки. Сорок мучеников.


Главная            

    СОРОКИ (СОРОК СВЯТЫХ, СОРОК МУЧЕЛЬНИКОВ) - народное название дня памяти сорока мучеников, в Севастийском море мучившихся (9/22 марта).
      По христианской легенде, в 320 г. соправитель византийского императора Константина Ликий потребовал от сорока воинов-христиан, служивших в армянском городе Севастии, отречься от своей веры. После их отказа Ликий приказал поставить воинов обнаженными на лед Севастийского озера, в надежде, что они не выдержат мучений и отрекутся от христианства. Этого не произошло, а лед иод ногами мучеников растаял, вода в озере стала теплой, и на/i головами каждого из них появился сияющий нимб. Утром Ликий приказал всех убить, тела сжечь на костре и бросить в озеро.
     Русские крестьяне связывали день сорока мучеников с пробуждением природы от зимнего сна. Считалось, что в этот день в мир приходит тепло: «Зима кончается, весна начинается», авместе с наступлением тепла прилетают стаи птиц — «вырий» — во главе с жаворонком или куликом и приносят на своих крыльях весну: «На сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут», «Прилетел кулик изза моря, принес весну из неволья». С этого дня начинались обрядовые действия зазывания («кликанья», «гуканья») весны. В этот день полагалось делать печенье в виде птичек. Оно называлось поразному: «птюшки», «жаворонки», «кулики», «чувильки», «чибрики», «ластовки», «снегирьки», «воробушки», «тетерки». Печенье раздавали членам семьи со словами: «Вот уже и весна пришла!», «Весна красна, приходи скорей!» В некоторых деревнях южных губерний России хозяйка дома поднималась на чердак с печеньем в руках и кричала в слуховое окно: «Жаворонки, жаворонки, прилетите, с собой весну принесите!» В деревнях западных и южнорусских губерний, а также в Верхнем и Среднем Поволжье, на Урале и в Сибири обрядовые действия с «жаворонками» были более яркими и сопровождались специальными песнями — веснянками (веснухами, веснушками). Они исполнялись детьми и девушками. Рано утром, получив от матери только что испеченные «жаворонки», дети раскладывали их на высокие места: на крыши домов, амбаров, сараев, на стога сена, нанизывали на офады и пели:
Сорок мучеников
Севастийских.
XV-XVIвв.
Икона Новгородской школыСорок мучеников
Севастийских.
XV-XVIвв.
Икона Новгородской школы

Жавороночки, Прилетите к нам,
Принесите нам Лета теплого,
Хлеба доброго! Чувиль- виль- виль.
При этом в песнях весну зазывали вместе со множеством сельскохозяйственных забот, от которых зависело будущее крестьянской семьи:
Кулики, кулики, куликали,
Весну красную заклинали:
Весна красна, на чем пришла?
На сохе, бороне, на кривой кочерге,
Па жердочке, на бороздочке,
Па ржаном колоску, На пшеничном пирожку!
        Русские люди, наблюдая за природой, видели, что мартовское тепло перемежается с холодными ночами и заморозками, а значит, весна еще не окончательно победила зиму. Считалось, что заморозки должны длиться 40 дней: «Сорок мучеников торят дорогу сорока утренникам». В этот день крестьянки пекли из ржаной или овсяной муки 40 шариков («сороки святые — колобаны золотые») и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко со словами: «Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес, а теперь убирайся подобру-поздорову!» По поверью, Мороз, получив хлебные шарики, уйдет, чтобы не мешать земледельцу выращи вать хлеб.
       В Сороки проводилось много обрядовых действий, направленных на достижение успехов в крестьянском труде и связанного с этим благополучия. В Рязанской губернии, например, дети несли «жаворонки» в поле, надев их на вилы, а затем часть печенья съедали, а часть оставляли на гумне, чтобы гумно всегда было полно хлебом. В Орловской губернии дети съедали «жаворонки», а головки отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был». В Новгородской губернии «птички» использовали для того, чтобы определить семейного засевальщика — т. е. человека, который бросит в землю первую пригоршню зерна во время весеннего сева: по поверью, от его легкой руки зависел будущий урожай. Хозяйка дома предлагала всем мужчинам семьи, даже маленьким мальчикам и старикам, взять из лукошка «итюшку»: в одной из них была запечена монетка, человек, которому попадался «жаворонок» с монеткой, считался избранным в засевальщики Богом.
        В Сороки беспокоились также и о благополучии домашнего скота и птицы. Так, например, в некоторых южнорусских губениях 40 шариков откладывали до Егория Вешнего (см. Егорьев день), а затем скармливали скоту при выгоне его на пастбище. В Вятской губернии в Сороки хозяйки пекли 40 «мушлеиников», «мусленников» — булочки из пресного теста — в память о сорока мучениках и каждое утро относи в птичник. Считалось, что после этого курицы будут нестись только в своем дворе.Обрядовые действия, связанные со встречей весны, были приурочены не только ко дню Сорока Мучеников, но и к другим дням православного календаря. Например, ко дню св. Евдокии {Авдотьи Плющихи, 1/14 марта), св. Герасима (Герасима Грачев­ника, 9/22 марта), св. Алексия (Алексия Божьего человека, 17/30 марта), к Благовещению (25 марта/7 апреля), к Фомину воскресенью и др. — от первых дней марта до Семика—Троицы. В разных губерниях России обряд встречи весны принимал различные формы и отмечался неодновременно, что объяснялось спецификой климатических условий, но при этом и сам процесс пробуждения природы воспринимался народным сознанием как растянутый во времен
и.

Православный календарь 2015 года на каждый день.

 

 

   

 

О сайте||Карта сайта||Контакты||©2009 mnogodetnaya-semya
По поводу размещения рекламы на страницах сайта переходите
по ссылке -
реклама на сайте Многодетная семья.Ру