Логотип сайта Многодетная семья. Ру

Многодетная
семья

из Тольятти

Гостевая книга 
Форум               

Цикл статей "О русских для иностранцев и не только"

Православный
календарь
2016 г.

2015 г.
2014 г.

2013 г.
2012 г.

Бесплатные юридические консультации

Многодетная семья в России - новости

Почему болеют дети и как с этим бороться?

Онлайн игры для всей семьи.

Кредиты для семьи - большой выбор.

Туризм и отдых для всей семьи.

Социальная сеть твой авто

серебряные ионизаторы в Москве с гарантией высокого качества от российского производителя.

 

ФотоТольятти
Театр кукол г. Тольятти
Гостиница Жигули г. Тольятти
Центральная площадь г. Тольятти
Памятник строителям КуйбышевГидростроя. г. Тольятти Центральный парк
ДК СинтезКаучук г. Тольятти
Загс г. Тольятти Центральный район
Дума г. Тольятти Центральный район
Кинотеатр Буревестник г. Тольятти
Памятник узникам г. Тольятти
Памятник героям г. Тольятти. Площадь Свободы.

Спасо-Преображенский собор г. Тольятти

Колядование, ряженье.


Звонница святого Николая на Центральной площади. г. Тольятти

Ряженье.


Главная            

     В пожеланиях колядовщиков изображалась яркая, сознательно преувеличенная картина хозяйственного благополучия, семейного довольства. Крестьянской семье желали «избушку ребят, хлевушку телят», «сына в четыре аршина», «в конюшню конев», «полтораста коров, девяносто быков», да чтобы «однато корова по ведру доила, однато бы кобыла по два воза возила». Колядка заканчивалась просьбой о подаянии и угрозой наказа­ния хозяев в случае отказа
:Наш овсень,
Подавай совсем!
Подавай, не ломай,
А если сломишь —
Со двора не сгонишь,
Ане подашь —
На Новый год
Еловый тебе гроб,
Осиновую крышку,
А на помин
Шелудивую кобылу.
      В северных губерниях Европейской России колядование приобрело несколько иную форму. Колядные песни, сопровождавшиеся возгласом «Виноградье краснозелено мое!», были направлены на величание каждого члена семьи, жившею в доме. Колядующие начинали с песен под окном:
Да виноградие да красно-зелено!
Да уж мы ходим не ходим по Новугороду,
Уж мы ищем не ищем господинов двор.
Господииов двор да на высоко на горе,
Да высоко на горе, да далеко в стороне,
На семидесят верстах, да на восьмидесят столбах.
       Обряд заканчивался в избе традиционной просьбой о подаянии:
Не пора ли вам, хозяин, дарить-жаловать? Не рублемти вам, хозяин, не полтиною, Хоть одною золотою, сударь, гривною, Хоть по рюмочке винца да по стаканчику пивца.
       Таким образом, обряд колядования состоял в своеобразно! обмене дарами, «дар на дар»: колядующие «дарили» крестьяг скому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали и «козульками», а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами.
        При этом во многих местностях России главным даром счп тались именно хлебные изделия, накануне Рождества «козул: ки» выпекали специально для раздачи колядующим. Крестья! говорили: «Если дашь пирога — полон двор живота, тебе трис коров, полтораста быков».
         Колядование считается древним обрядом, известным i только русским, но и другим славянским народам. Приход кол дующих в древности воспринимался как приход из иного ми умерших предков к домам потомков, а одаривание их — к жертвоприношение в надежде на помощь и защиту в наступа щем году. В XIX - начале XX в. колядование попрежнему оставалось одним из важных святочных обрядов, глубинный смысл которого, однако, был уже утрачен.
        Ряженье — элемент народных праздников, обрядовое и игровое персоде ние с использованием масок.
Ряженье было обязательным компонентом святок, но так являлось составной частью развлечений на масленице, весен летних и осенних празднеств, на свадьбах. Участники ряженья в разных губерниях назывались по-разному: ряженые, нарядчики, наряжонки, окрутники, шуликуны, халявы, хухольники и т. д.
       Мир персонажей русских ряженых был довольно разнообра­зен. Ряженые могли изображать различных животных и птиц: козу, медведя, лося, волка, лисицу, журавля и т. п.; представителей чужой, некрестьянской среды: барыню, барина, фельдшера, цыгана, татарина, еврея и др.; разного рода изгоев человеческого общества, скитающихся по свету: нищих, калик перехожих, бродяг, разбойников, странников; людей, имеющих знания, недоступные обычным крестьянам: кузнецов, мельников, коробейников; а так­же представителей потустороннего мира: смерть, покойника, ки­кимору, черта, беса, ведьму и т. д.
       Ряженым полагалось надевать такой костюм, который смотрелся бы со стороны как странный, диковинный, ни на что не похожий, как своеобразный антикостюм. Они надевали на себя шкуры животных, вывернутые мехом наружу шубы и танки, накидывали на плечи рогожу, соломенные маты, обвешивались ветвями деревьев, подпоясывались лыком. Во многих случаях костюм ряженого мог состоять из «морхотья», «лохмотья», т. е. старой, рваной, грязной одежды, истончай ной обуви, а также одежды, не соответствовавшей полу и возрасту ряженого. Последнее было очень широко распространено: парни переодевались в женскую одежду, женщины — в мужскую. Характерной чертой ряженья было также освобождение от одежды вообще. Некоторые ряженые одевались таким образом, что прикрывали только верхнюю часть тела, оставляя обнаженной нижнюю, или же в ходе игры сбрасывали всю одежду, оставаясь голыми.
        Необходимым элементом облика ряженого была маска (личина, харя, рожа). Она изготавливалась из бересты, кожи, бумаги, меха, льняной кудели, пучков непряденой шерсти, ткани, кружева. На маске с помощью краски часто изображались глаза, брови, нос, рот. Некоторые личины дополнялись длинным носом из бе­ресты, бородой из пакли или конского волоса, зубами, вырезан­ными из брюквы. При отсутствии маски лицо ряженого мазали

С. Ю. Судейкин.
Ряженые. Середина 1910-х.
Акварель, гуаш С. Ю. Судейкин.
Ряженые. Середина 1910-х.
Акварель, гуаш

         сажей, мелом, мукой, раскрашивали краской. Головы животш делались из соломы, коры, выдолбленного дерева, льна и насаж вались на длинную палку. Ряженые несли их в руке и закрыва. ими лицо, измазанное сажей, мукой, завешенное тряпкой.
        Маски, как правило, изготавливали к конкретному дню, а г тем выбрасывали и лишь в редких случаях сохраняли до следу щего праздника.
        Ряженые обычно носили с собой вещи, характерные для то или иного персонажа: барыня — шляпку, цыганка карты, кузнец — молот, нищий — мешок, покойник — саван, черт — ухвват, ведьма, кикимора или русалка — метлу или веник. Кроме того, р женые нередко ходили с плетью, палкой, кнутом, которые устр шали   людей, или же с морковкой, початком кукурузы, скалкой помощью которых придавали своим действиям эротическую о раску.
        Музыкально-шумовой фон складывался из звона колокол чиков, бубенцов, грохота печных заслонок, сковород, стучаш ложками.
Ряженье входило в состав многих обрядов и праздников, о, нако наиболее яркое воплощение оно получало на святках. Рядились в течение всего святочного цикла, но в большинстве мест ряженье было приурочено к страшным вечерам, а также к кан; нам Рождества, Васильева дня и Крещения. Ряженые ходили обычно по вечерам, большими группами в пятнадцать—двадцатьь человек. Они совершали обход крестьянских домов, как это дел, ли колядующие (см. Колядование), или же появлялись на святочных вечерках — игрищах
.

        Ряженые — «вожак с медведем». 1962. Деревня Климове, Горьковская обл. Фото

 

Ряженые — «вожак с медведем». 1962. Деревня Климове, Горьковская обл. Фото

 

 

 

 

 

 

Православный календарь 2015 года на каждый день.

 

Следующая 1  2  3  4  5

 

О сайте||Карта сайта||Контакты||©2009 mnogodetnaya-semya
По поводу размещения рекламы на страницах сайта переходите
по ссылке -
реклама на сайте Многодетная семья.Ру