![]() |
|
![]() |
---|
Князь Владимир на престоле отеческом. |
Главная |
---|
В 980 году вступил Владимир на престол отеческий и, еще в цветущих летах, явил себя не только храбрым воителем, подобно отцу своему Святославу, но и мудрым правителем, подобно блаженной бабке своей Ольге. Возвратясь однажды с победою после счастливой войны, решился он по совету бояр своих заклать в жертву богам кого-либо из отроков или девиц киевских. Жребий пал на юного варяга Иоанна, уже просвещенного христианством. Напрасно старался спасти его отчаянный отец: на обоих пала ярость народная — сын и отец погибли под обломками обрушенного на них жилища. Они были первыми и последними мучениками христианскими в языческом Киеве. Жертвуя идолам, жертвовал Владимир и страстям своим, ибо что были боги идолослужителей, если не демоны, которые возбуждали их к удовлетворению своих страстей? Сходно с нравами языческими утопал князь русский в наслаждениях чувственных и, по выражению летописца, женолюбив был, подобно Соломону. Не довольствуясь первою супругой Рогнедою, от которой имел четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава и Всеволода, он назвал своим сыном и Святополка, взяв за себя его мать, жену брата своего, и еше имел трех законных по язычеству жен — Чехиню, от которой родился ему Вышеслав, а от двух последних произошли Святослав и Мстислав и два будущих страстотерпца Борис и Глеб, прославленные в Церкви Русской. Кроме этих законных жен еще множество наложниц наполняли его палаты в Киеве, Вышгороде и Берестове. Казалось, если попущено было погрузиться ему в скверны язычества, то только для того, чтобы тем поразительнее было его обращение к свету Христову. Посреди чувственных наслаждений едва не настиг его смертный час от руки старшей супруги Рогнеды, прозванной в летописи Гориславою, по тем бедствиям, которые испытала она в жизни. Простив ему убийство отца и братьев, она не могла простить ему предпочтение других жен, и однажды, когда князь посетил ее уединенное жилише близ Киева, в селе Предславине, Рогнеда решилась умертвить его во время сна. Проснулся князь и отвел удар. Хотел он сам казнить виновную и велел ей, облекшись в брачные одежды, ожидать смерти, но явился в храмине нечаянный ходатай, отрок, сын ее Изяслав, подал меч родителю и, наученный матерью, сказал: "Ты не один, отец мой, сын твой здесь свидетелем!" — и выпал меч из руки гневного отца. По совету бояр своих простил он виновную ради сына ее и отдал им в удел бывшую область Рогволда. Желание познать истину уже возгорелось в душе Владимира, который с детства еще помнил христианские нравы и советы блаженной бабки своей Ольги и вместе с христианами плакал над ее могилой. Если и заглушены были семена христианства в бурном возрасте юношества, обитая на севере, между языческих варягов и славян, далек был от всего христианского, то, возвратясь в Киев, где обрел опять начатки веры Христовой, не мог он остаться равнодушным к первым воспоминаниям своего детства. Как объяснить иначе внезапную перемену его мыслей и это чудное совещание князя со своими боярами об избрании веры истинной, которое не повторяется ни в какой летописи! Благодать Божия коснулась его сердца, но не вдруг, а постепенно обновлялся в нем внутренний человек, и суровый воин сделался кротким христианином. Оттого так прочна была эта внутренняя перемена во Владимире и такою твердою стопою стало христианство в земле Русской при самом его начале — без всякого кровопролития, только силою воли и убеждения князя, которому привык покоряться его народ как мудрому правителю, пекущемуся о его благе. Пришли в 986 году болгары веры Магометовой и сказали: ."Ты князь мудрый и смысленый, а не ведаешь закона, уверуй в закон наш и поклонись Магомету". "Какая вера ваша?" — спросил их Владимир, и они отвечали: "Веруем Богу, а Магомет учит нас обрезанию, запрещает вкушать свинину и вино, но по смерти обещает нам красных жен, каждому по сердцу его, дозволяя и в здешней жизни многоженство". Обольстительна была для сладколюбца полная свобода страстей, но странным казалось ему обрезание и запрещение вина. Попущением Божиим действие одной страсти победило в нем другую, для того чтобы отвлечь от обеих. "Вино есть веселие на Руси, и не можем без него быть", — отвечал он болгарам. Услышав о посольстве болгар, явились и посланники от папы, из области немецкой, которые стали обличать язычнику ничтожество его идолов и хвалили свою веру. Просто и мудро отвечал им Владимир: "Идите обратно, ибо сего отцы наши от вас не принимали". Тогда и евреи хазарские, обитавшие в Тавриде, подвигнутые вестью о посольстве болгар и христиан к сильному князю русскому, думали привлечь его к своей вере. Послы их сказали ему: "Христиане веруют тому, которого мы распяли, мы же веруем единому Богу Авраамо-ву, Исаакову и Иаковлеву". Спросил и их Владимир: "Что есть закон ваш?" — и услышал отчасти то же, что и от болгар: обрезание и запрещение свинины, с прибавлением хранения субботы. "Но где же земля ваша? — спросил их Владимир.— И там ли вы ныне?" Смутились евреи и сказали князю: "Прогневался Бог на отцов наших и расточил нас по всем странам, грехов ради наших; Иерусалим, земля наша, в руках христиан". Внук мудрой Ольги отвечал им: "Как же вы учите иных, будучи сами отвержены от Бога; если бы Бог любил вас и закон ваш, не были бы вы расточены по чужим странам; хотите и нас подвергнуть такой же участи?" Наконец прислали и греки своего философа ко Владимиру, по имени Константина, который обличил перед ним всю плотскую прелесть веры Магометовой и ту духовную слепоту, в которой коснели евреи, распявшие Господа славы и сами добровольно отвергшие спасение свое, которое перешло к христианам. Учение христианское не могло не поразить язычника. Он хотел слышать от философа, для чего сошел Бог на землю и всю повесть страданий Христовых. Тогда в кратких, но ярких чертах раскрыл ему философ все чудное сказание Ветхого Завета: о создании неба и земли, о сотворении и падении человека, искушенного дьяволом, изгнании его из рая и о первом братоубийстве (горькое воспоминание для убийцы брата!). Страшная картина потопа, карающего землю за грехи людей, и огненная казнь Содома и Гоморры, избрание Авраама родоначальником нового племени, из которого должен был произойти Искупитель, рабство Израиля в стране Египетской и чудные знамения, с какими извел их Моисей из плена, перехождение Черного моря и потопление фараона; закон, данный Богом посреди громов Синайских, и завоевание Израилем земли обетованной; царь-воитель Давид, угодивший Богу, и сын его Соломон, строитель храма, святая святых, и последующие за тем судьбы царства до разорения Иерусалима и первого храма; вавилонское семидесятилетнее пленение и обновление храма, в котором должен был явиться сам Господь, предсказанный пророками; все это, при чудном свете речений пророческих, которые предваряли о каждом событии до последнего, величайшего из них, сошествия на землю Бога, глубоко потрясло душу Владимира. Но сердце его умилилось, когда после всех ветхозаветных картин философ рассказал ему смиренную евангельскую повесть о воплотившемся Творце, рожденном ради его спасения в убогом вертепе от Девы и повитом в яслях между бессловесных, Который, когда настало время исполнить дивное искупление человеков, явился в пустыне, крестился в Иордане, собрал учеников и проповедовал Евангелие Царствия Небесного со многими чудесами, ознаменовавшими в сыне человеческом Сына Божия; как, преданный учеником, был он представлен на судилище языческое жрецами еврейскими, терзаем, поруган, распят на кресте и как в третий день воскрес от фоба, во исполнение слов пророческих; как, умертвив смерть, вознесся на небо к Отцу Своему и ниспослал от Него Духа Святого на учеников Своих, которые проповедовали веру Христову по вселенной. |
---|
<< Предыдущая | Следующая >> |
О сайте||Карта сайта||Контакты||©2009 mnogodetnaya-semya
По поводу размещения рекламы на страницах сайта переходите
по ссылке - реклама на сайте Многодетная семья.Ру