Логотип сайта Многодетная семья. Ру

Многодетная
семья

из Тольятти

Гостевая книга 
Форум               

Цикл статей "О русских для иностранцев и не только"

Православный
календарь
2016 г.

2015 г.
2014 г.

2013 г.
2012 г.

Бесплатные юридические консультации

Многодетная семья в России - новости

Почему болеют дети и как с этим бороться?

Кредиты для семьи - большой выбор.

Туризм и отдых для всей семьи.

Секреты православной кухни

 

ФотоТольятти
Театр кукол г. Тольятти
Гостиница Жигули г. Тольятти
Центральная площадь г. Тольятти
Памятник строителям КуйбышевГидростроя. г. Тольятти Центральный парк
ДК СинтезКаучук г. Тольятти
Загс г. Тольятти Центральный район
Дума г. Тольятти Центральный район
Кинотеатр Буревестник г. Тольятти
Памятник узникам г. Тольятти
Памятник героям г. Тольятти. Площадь Свободы.

Семья в России. Брачные связи. Кровное родство.

памятник В.Н. Татищеву, оснавателю г. Тольятти

Семья. Отношения, на брачных связях и кровном родстве.


Главная            

ФотоТольятти
Театр кукол г. Тольятти
Гостиница Жигули г. Тольятти
Центральная площадь г. Тольятти
Памятник строителям КуйбышевГидростроя. г. Тольятти Центральный парк
ДК СинтезКаучук г. Тольятти
Загс г. Тольятти Центральный район
Дума г. Тольятти Центральный район
Кинотеатр Буревестник г. Тольятти
Памятник узникам г. Тольятти
Памятник героям г. Тольятти. Площадь Свободы.

   СЕМЬЯ группа людей, отношения в которой основаны на брачных связях и кровном родстве.      

В XIX — первой четверти XX в. типичная русская семья состояла из родителей и их детей, которые еще не создали собственные семьи. Она насчитывала в среднем пятьшесть человек и называлась малой семьей. Наряду с этим в некоторых регионах России еще в конце XIX в. имелись так называемые нераздельные (большие, патриархальные) семьи, объединявшие до четырех поколений родственников. Такие семьи могли быть отцов­скими, т. е. включавшими в себя отца, мать и семьи их сыновей и внуков, или братскими, т. е. объединявшими семьи родных братьев, а иногда и семьи их сыновей. Нераздельные семьи насчитывали от 15 до 25 (30) человек кровных родственников и свойственников и были характерны для тех регионов России, где преобладающим занятием населения было земледелие, требовав­шее большого количества рабочих рук. Кроме того, большие семьи сохранялись у помещичьих крестьян, так как помещики, стремясь сохранить трудовые возможности семьи, не разрешали семейные разделы.
    Члены семьи занимались ведением общего хозяйства. Главной рабочей силой были женатые мужчины и женщины, а также парни и девушки. Дети включались в работу в шесть-семь лет, старики также трудились по мере сил и возможностей. В одном из описаний жизни русских крестьян, сделанном в XIX в., говорится: «Летом все, с мала до велика, находятся на полевой работе и под палящим солнцем, осажденные роем насекомых, ни днем, ни ночью не знают себе покоя и не чувствуют усталости; дети с 8 лет и менее и старики, убеленные сединою, ни на что, повидимому, не способные, все участвуют в тяжелой работе, а зимою, чтобы не потерять напрасно рабочий день, они, презирая мороз и буран, отправляются в поле, и только в полночь замолкает звук их молотильных ударов» (Школдин 1863,37).
   В распоряжении семьи находилось движимое и недвижимое имущество: дом, хлев, конюшня, овчарня, свинарник, птичник, амбар, гумно, овин, мельница, пасека, а также орудия труда, до-

Крестьянская семья.

 

Крестьянская семья.
Начало XXв. Фото
С. М. Прокудина-Горского

     вом, был распорядителем имущества, представлял ее интересы в общине. Женщина становилась главой только в случае смерти мужа и отсутствия взрослого сына. Глава семьи (хозяин, большак, наибольший) руководил всеми земледельческими работами, строительной и ремесленной деятельностью семьи, а его жена (хозяйка, большуха, наибольшая) — всеми женскими работами, домашними делами, воспитанием детей.
      Хозяин обладал почти неограниченной властью, особенно в больших нераздельных семьях, где его слово считалось законом. Жена, дочери, сыновья, снохи подчинялись его воле. Сибирский крестьянин, уехавший по делам в губернский город, писал своим уже взрослым детям: «Прошу вас, вселюбезные мои детушки и невестушки, почитайте свою родительницу и во всем к ней повиновение и послушание имейте и без благословения ея ничево не начинайте, отчего от Бога будете прославлены, а от людей похвалены» {Громыко 1991, 143). Особенно безгласными были молодые снохи, а также вдовы и солдатки, жившие в семьях мужа на правах подворниц (т. е. батрачек), а также сироты, оставленные в доме из милости. Несколько более свободными чувствовали себя старшие сыновья, так как потенциально являлись будущими главами семей. Однако и они редко имели возможность принимать самостоятельные решения. В малых семьях, где отношения строились только между родителями и детьми, атмосфера была более демократичной, хотя и здесь последнее слово всегда принадлежало главе семьи.
      Мысль о необходимости послушания внушалась детям из века в век. В «Домострое», сборнике наставлений XVI в., говорилось: «Любите и отца своего и матерь свою, и слушайте их, и повинуйтесь им no-Божьи во всем; и старость их чтите, и немощь их, и скорбь всякую от всей души понесите на своих плечах: и благо вам будет, и долголетни будете на земле; сим очистите гре-

Крестьяне Богородского уезда. 1870. Тульская губ. Фото А. О. Карелина

хи свои, и от Бога помилованы будете, и среди людей прославитесь, и дом ваш будет вовеки, и наследуют сыны сынам вашим, и достигните старости маститы, во всяком благоденстве дни свои провожая» (Домострой 1992,39). Верили, что непослушание мо­жет привести к несчастью. В широко распространенной в дерев­нях назидательной средневековой «Повести о Горе-Злосчастии» молодец захотел «жить, как ему любо», и к нему привязалось Горе-Злосчастие, которое в конце повести говорит:
       Спомятуй, молодец, житие свое первое
и как тебе отец говаривал,
и как тебе мати наказывала!
О чем тогда ты их не послушал?
Не захотел ты им покоритися,
постыдился им поклонитися,
а хотел ты жить, как тебе любо есть.
А хто родителей своих на добро учения не слушает,
того выучю я, Горе злосчастное.
       Членов семьи, проявляющих непокорность и непочтитель­ность по отношению к старшим, полагалось наказывать. При этом считалось, что наказание идет всегда во благо: «Казни сына с юности его, и успокоит он тебя на старости твоей, и даст тебе красоту души твоей... Наказуй его в младости, да порадуешься о нем в зрелости его, и среди злых похвалишься, и зависть примут враги твои» (Домострой 1992,37). «Учение родительское» долж но было, по мнению русских крестьян, наставить сына или дочку на добрые дела, помочь им достойно прожить жизнь.

<<Начало Следующая >>

   

О сайте||Карта сайта||Контакты||©2009 mnogodetnaya-semya
По поводу размещения рекламы на страницах сайта переходите
по ссылке -
реклама на сайте Многодетная семья.Ру