Логотип сайта Многодетная семья. Ру

Многодетная
семья

из Тольятти

Гостевая книга 
Форум               

Цикл статей "О русских для иностранцев и не только"

Православный
календарь
2016 г.

2015 г.
2014 г.

2013 г.
2012 г.

Бесплатные юридические консультации

Многодетная семья в России - новости

Почему болеют дети и как с этим бороться?

Кредиты для семьи - большой выбор.

Туризм и отдых для всей семьи.

Секреты православной кухни

 

ФотоТольятти
Театр кукол г. Тольятти
Гостиница Жигули г. Тольятти
Центральная площадь г. Тольятти
Памятник строителям КуйбышевГидростроя. г. Тольятти Центральный парк
ДК СинтезКаучук г. Тольятти
Загс г. Тольятти Центральный район
Дума г. Тольятти Центральный район
Кинотеатр Буревестник г. Тольятти
Памятник узникам г. Тольятти
Памятник героям г. Тольятти. Площадь Свободы.

Герб г. Тольятти

Как русские относятся к своим руководителям.

памятник В.Н. Татищеву, оснавателю г. Тольятти

Руководитель и подчинённый у русских.


Главная            

     

                            Отношение между руководителем и его подчинёнными у русских.

     
   «Каков поп, таков и приход»
   «Без дела не нукай!»

         
                        Русские народные пословицы
       
      В российском обществе традиционные формы власти, отношения «начальник—подчиненный» в последнее время значительно трансформировались. Попробуем перечислить социальные нормы, присущие разным типам руководителя.
      1) Руководитель может влиять на своих подчиненных «через страх». Например, если работа идет плохо, то руководитель имеет право самым жестким образом, вплоть до крика и угроз, требовать от подчиненных ее нормального выполнения. Такое влияние «через страх» особенно сильно было распространено в советское время. Тогда были страшны даже не сами крики и угрозы, — они воспринимались подчиненными как стихийное бедствие, которое не исключает человеческого отношения, — но спокойная угроза «расстаться с партбилетом», т.е. быть изгнанным из коммунистической партии. Потеря партбилета воспринималась как конец карьеры, как конец творческой жизни — почти как гибель.
    И эта традиция не вполне ушла в прошлое. По опросам общественного мнения, абсолютное большинство опрошенных и теперь допускают право руководителя на жесткость, если тому вдруг кажется, что работа идет плохо. В сталинские времена такой принцип отношений был связан с огромной ответственностью подчиненного за малейшую ошибку и не просто вытекал из норм деловых отношений, а подкреплялся законодательно.
    Постепенно с ослаблением власти этот нормативный моно¬лит разрушался. В 60-е годы в отношениях «начальник—подчиненный» появились нормы, защищающие человеческое достоинство, а в ходе рыночных реформ в последнее десятилетие их влияние усилилось, так как управление людьми, основанное на страхе, не гарантирует конкурентной способности в развитии производства.
    Замечено, однако, что некоторые европейские бизнесмены, даже не помышлявшие у себя на родине о подобном стиле поведения, в России его воспринимают как допустимый и охотно пользуются им: «расслабляясь», они позволяют себе не просто «жесткий» стиль руководства, но крики, угрозы и истерики. Они прекрасно понимают, что останутся безнаказанными, владея экономической ситуацией, но не всегда отдают себе отчет в том, что такой стиль руководства, в принципе, — из прошлой жизни, и русские очень болезненно относятся к унижению. Тем более что по русской пословице, «На кнуте далеко не уедешь».
    2) Кроме того, возможно влияние на подчиненных «через традиции». В России издавна существуют такие нормы отношений, когда исполнитель верит, что его официальный начальник имеет безусловное право отдавать любые приказания, которым нужно без возражений подчиняться: «Хозяйство крепкую руку любит».
    Влияние традиций было очень сильно. В течение 70 лет советский режим укреплял власть начальства, которого надо было слушаться независимо от его компетентности. Эта практика ук¬репляла бюрократическую основу тоталитарного строя. По традиции начальник должен быть суровым, жестким. «Мягкотелость» начальника означает его неуверенность в себе, бесхарактерность, слабость. Это качество не принимается, а скорее осуждается подчиненными, и даже высмеивается.

 

     Влияние «через традиции» не стоит категорически осуждать, поскольку оно может неплохо «работать» и в рыночных условиях, о чем говорит опыт, например, Японии. Однако сложность ситуации состоит в том, что при переходе России к рыночным отношениям эти традиционные нормы отношений стремительно размываются, трансформируются, судя по всему, по европейским (американским) образцам.
    Нормы трудового соподчинения таковы, что общественное сознание признает главным качеством подчиненного пунктуальность, 70% людей считают, что нельзя жаловаться «через голову» начальства, а половина опрошенных согласна с тем, что подчиненный не должен задавать вопросов начальству, спорить с ним, обсуждать его приказы. С другой стороны, такое же количество людей заявили: «тот, кто не согласен, должен отстаивать свою точку зрения». Сама противоречивость ответов свидетельствует о том, что традиционные нормы распадаются и формируются новые — отвергающие власть традиций.
    Традиционные нормы авторитарного делового взаимодействия чаще признают малообразованные и пожилые люди, чем молодые и образованные. Скорее всего, в связи с возрастом или отсутствием образования у людей возникает чувство неуверен¬ности в себе и как результат — нежелание перечить начальству. Полностью согласны с такими нормами и руководители выс¬шего звена, работающие на государственной службе, военные и пенсионеры. Интересно, что, по мнению частных предпри¬нимателей, эти нормы противоречат принципам рыночной эко¬номики.
     3) В связи с развитием рыночных отношений можно было бы ожидать быстрого формирования новых норм делового взаимодействия, когда руководитель влияет «через материальные стимулы». Парадоксально, однако, опрос общественного мне¬ния этого не подтвердил. Можно сказать, что в этой области общественного сознания нормы еще только формируются. Большинство мнений опрошенных сходится в том, что «сотрудники не должны подчеркивать свой материальный статус с помощью одежды». Но вместе с тем «руководство должно обеспечить всем своим сотрудникам такие материальные условия, при которых они могут покупать дорогую одежду, повышая тем самым престиж своей фирмы». Отметим здесь же нарастание в российском сознании неприятия имущественного неравенства .
      4) Укрепляются нормы, связанные с экспертной властью руководителя: он должен влиять на своих сотрудников «через знания». Идеальный руководитель представляется как человек, который обладает особым знанием в той области, в которой он работает. Решение исполнителя подчиниться ему основано на убежденности в высокой компетентности руководителя. Нормальным считается, что руководитель ориентирован прежде всего «на дело», «горит на работе» и, в то же время, способен прислушаться к аргу¬ ментированной критике со стороны своих подчиненных. Такой образ — скорее из области желаемого, чем из реальности, поскольку общеизвестно, что в руководстве государственных предприятий и многих частных фирм такие люди — редкость.

 

    5) Кроме того, в сознании россиян активно присутствуют нормы делового взаимодействия, присущие харизматической власти. Эти нормы в некотором роде противоречат описанному выше влиянию «через знания». Харизма дает власть, построенную не на аргументах или давней традиции, а только на силе волевых качеств личности. Для достижения харизмы человек должен быть энергичным и способным эмоционально «заразить» окружающих своей увлеченностью. Харизматическое влияние (или власть примера) строится на том, что исполнитель может отождествить себя с эмоционально привлекательным лидером.   
    Среди качеств характера идеального лидера, способного эффективно руководить людьми, можно назвать энергичность, умение организовать людей, умение предвидеть, контролировать подчиненных и поддерживать дисциплину, умение быстро принимать решения и брать на себя ответственность в сложных ситуациях. Очень важным кажется и следующее: внушительная внешность, независимость характера, риторические способности и уверенность в себе в любой ситуации. Ценится общительность и вежливость. Лидер редко смущается, чувствует себя комфортно, когда им восхищаются, но при этом не впадает в надменность, себялюбие или кокетство. Он быстро реагирует на ситуацию и принимает решение. Причем для решения важно не столько его содержание, сколько быстрота принятия.
    Если в одном учреждении работают супруги, то недопустимы личные, не деловые отношения между ними на работе. 69,4% опрошенных высказались за то, чтобы запретить жене работать в подчинении у своего мужа 4. Причем чаще так думают жен-щины, чем мужчины. Такая позиция весьма показательна, поскольку отражает опыт советской эпохи. В то время родствен¬ные отношения на работе в большинстве случаев объективно вредили делу. Наличие подобных отношений в трудовом коллективе, особенно если муж — начальник, давало возможность одному из супругов работать некачественно или вообще не работать, получая при этом от государства вполне приличную зарплату. Такие отношения, включая мужа и жену, детей и родителей и т.д., получили даже свое название («семейственность») и эпизодически подвергались неэффективным преследованиям со стороны государства. Общественная мораль относилась к этим случаям очень негативно, следы чего не стерлись в сознании россиян до сих пор.
    В рыночной системе, когда доходы предприятия и его руководителя прямо связаны с эффективной работой каждого сотрудника, исчезла сама основа «семейственности». Семейные отношения в бизнесе, например, отнюдь не мешают, а наоборот — помогают. Известно, что это самая эффективная форма организации малого бизнеса (фермерство, ресторанный или гостиничный бизнес или сфера торговли). Однако массовое сознание россиян еще не рассталось с наследием уходящей эпохи.
    Таковы, в основном, нарождающиеся в России нормативные требования к руководителю. В определенном смысле этот набор качеств руководителя — ситуативная характеристика сознания, моментальная фотография сознания в переходный период.

А.В. Сергеева.

Нравится  

Общечеловеческие ценности.
                                                       Общечеловеческие ценности: что нас объединяет?
Предварительные ориентиры (дезориентиры): внешность, язык русских людей
Уважение к интеллекту и к умным людям у русских
Любовь к родине чувство юмора русских
Желание быть счастливым у русских
Традиционные этнокультурные
Особенности русских: между Востоком и Западом
                                                      Материальная культура и образ жизни русских
Жилищная проблема в России
Дом, жилье, квартира и обстановка русских людей
«Чистота — залог здоровья для русских»
«С легким паром! Баня в России»
Животные в доме у русских
Городской транспорт, пешеходы и машины в России
Магазины в России
«Щи да каша — пища наша»
«Веселие Руси есть пити, не можем без того быти»
Блеск и нищета российских ресторанов
Досуг, развлечения россиян
Стереотипы бытового поведения и образ жизни русских
Общительность русских. Об улыбке русских
«Милости прошу к нашему шалашу...»
Семейные отношения в России
Семья: отцы и дети. Родственные связи у русских
Муж и жена в семье: социальные роли у русских
Положение женщины в российском обществе
Браки русских с иностранцами
«Близкий сосед лучше дальней родни» у русских
О «кукише с маслом» и других жестах русских
Приметы, суеверия, предрассудки
Традиционные установки сознания и социального поведения русских
Психологические особенности русского архетипа
Установки в русском сознании или сложные последствия простых причин у русских
Фатализм русских
Об отношении к свободе личности у русских
Существует ли «русский коллективизм»?
Клановая система в современном российском обществе
Отношение к власти и чувство государственности у русских
Правосознание русских
Поведенческие стереотипы в отношении к собственности у русских
Отношение к «начальству» у русских
Традиционное отношение русских к иностранцам
Отношение к идее времени и способ его организации у русских
Конфессиональные особенности русских
Феномен российского пьянства
Современные социокультурные
ценности русских
Новые реалии и ценности в постсоветской России
Безопасность и состояние законности в современной России
Разные поколения россиян
Россияне и предпринимательство
Как население России оценивает свое материальное положение и социальный статус?
Кто такие «новые русские»?
Какие моральные ценности важны для современных россиян?
Нравственность россиян: вчера, сегодня, завтра?
Как россияне относятся к государству?
Как россияне относятся к капитализму?
Как россияне относятся к различным социальным группам?
Как современные россияне относятся к свободе и демократии?
Отношение россиян кденьгам
Как современные россияне воспринимают самих себя?
Как сейчас россияне относятся к другим странам?
Деловое сотрудничество
с русскими
Участие Запада в российском производстве
Стиль делового общения у русских
Деловое сотрудничество и проблема пунктуальности и точности россиян
Отношение россиян к труду
Способ получения информации у русских
Манера работать и поведение на рабочем месте у русских
Отношения между руководителем подчиненными у русских
Психологические особенности современных российских предпринимателей
Полезные советы тем, кто собирается работать в России
Деловое сотрудничесво русских и иностранцев



О сайте||Карта сайта||Контакты||©2009 mnogodetnaya-semya
По поводу размещения рекламы на страницах сайта переходите
по ссылке -
реклама на сайте Многодетная семья.Ру