Логотип сайта Многодетная семья. Ру

Многодетная
семья

из Тольятти

Гостевая книга 
Форум               

Цикл статей "О русских для иностранцев и не только"

Православный
календарь
2016 г.

2015 г.
2014 г.

2013 г.
2012 г.

Бесплатные юридические консультации

Многодетная семья в России - новости

Почему болеют дети и как с этим бороться?

Кредиты для семьи - большой выбор.

Туризм и отдых для всей семьи.

 

ФотоТольятти
Театр кукол г. Тольятти
Гостиница Жигули г. Тольятти
Центральная площадь г. Тольятти
Памятник строителям КуйбышевГидростроя. г. Тольятти Центральный парк
ДК СинтезКаучук г. Тольятти
Загс г. Тольятти Центральный район
Дума г. Тольятти Центральный район
Кинотеатр Буревестник г. Тольятти
Памятник узникам г. Тольятти
Памятник героям г. Тольятти. Площадь Свободы.

Егорьев день

Православная
страница


                Егорий зимний. Святой Георгий.


Главная            

      В западнорусских губерниях парии и девушки ходили по крестьянским дворам, величали св. Георгия, а затем отправлялись в иоле и просили у него:Юрья, добрый вечер, Юрья, подай ключи. Бацко, которые? Сынку, землевые — Землю отмыкаци, Росу выпущацы. Роса для коровок, Трава для коников, Лоза для козачок, Дигель для свиночок, Мурок для овечок.
     Обращение к св. Георгию с просьбой о плодородии полей встречалось во многих губерниях Европейской России, чаще всего центральных и западнорусских. Например, в деревнях Владимирской губернии молодежь обходила поля и пела для св. Георгия «куралесу» (искаженное греческое «кирио елейное», что значит «Господи, помилуй!»):
     Воскликнемте, братцы, Святую куралесу: Даж, Боже, нам Ячмень усатый, Пшеницу колосисту.
В Смоленской губернии в Егорьев день женщины обнаженными валялись по земле, приговаривая: «Как мы катаемся по полю, так пусть и хлеб растет в трубку». В Тверской губернии в этот день но полю катали священника или после молебна на полях все присутствовавшие катались по озими в надежде на хороший рост хлебов.
     Особенно характерны для Егорьева дня обрядовые действия, направленные на защиту домашних животных. Во многих деревнях перед иконой св. Георгия, вывешенной при входе в хлев,

А.А. Пластов. Колхозное стадо. На пастбище. 1938г. Масло

А.А.Пластов. Колхозное стадо (На пастбище). 1938. Масло

женщины читали молитвы, в которых просили святого защитить «скот, милый живот». В Верхнем Поволжье просьба, обращенная к св. Георгию, облекалась в форму обряда «окликания Егория». Ранним утром небольшие группы молодых мужчин и группы молодых женщин обходили поля, оставляя там крестики из прутьев, а потом шли в деревню, останавливаясь около каждого дома. Специальной «егорьевской» песней они вызывали на крыльцо хозяина и хозяйку:
     Мы ранешенько вставали, Белы лица умывали... Тетушка Анфисья, Скорее пробудися.
     Хозяева выходили на крыльцо, и окликалыцики начинали песню, обращенную к св. Георгию:
     Батюшка Егорий, Спаси нашу скотинку, Всю животинку, — В лесу и за горами, За широкими долами! Волку, медведю — Пень да колода, Да белая береза, Дрсвясяный камешек! Нашим же телонькам — Травка-муравка, Зелененький лужок Песня исполнялась под специальную мелодию, проигрывавшуюся на барабанке. Хозяева кланялись окликальщикам и одаривали их крашенными в желто-зеленый цвет яйцами. Окликалыцики желали хозяевам благополучия:
     Благодарю тебя, хозяин с хозяюшкой, На добром слове, на хорошем подаянье! Дай тебе Господи побольше пожить, Да побольше нажить: Сто коров, девяносто быков, Тридцать куриц, двадцать петухов.
    Почти по всей России в этот день пастухи совершали обходы первый раз выпущенных на пастбище коров и овец. Пастух брал с собой «магические» предметы (иконку с изображением св. Георгия, веточку вербы, освященную в церкви, горбушку хлеба, восковой шарик с закатанными в него шерстинками коров из стада, замок и др.) и трижды обходил стадо, читая «отпуск» — специ­альный заговор: «Святой Георгий Победоносец и святой Константин, на белых конях, имущи в руках огненные щиты, объез­жают около нашего скота, милого живота; бьют они, побивают всех колдунов и колдуниц, еретиков и еретиц, воров и вориц, зве­рей и звериц, волков и волчиц, змеев и змеиц» (Некрылова 1991, 175). После того как стадо было отдано под покровительство пас­туха и св. Георгия, в деревне начиналось гулянье взрослых муж-

Чудо Георгия о Змие с житийными клеймами. Середина 17 в. Икона северных писем

Чудо Георгия о Змие с житийными клеймами. Середина XVIIв. Икона северных писем

чин и женщин, сопровождавшееся пением песен, плясками, коллективной трапезой. Пастухи же праздновали Егория до самого утра, получив от владельцев скота пиво, яйца, пироги.
      Поверья, связанные с днем Егория Зимнего, соприкасаются с поверьями Егория Вешнего. Считалось, что в этот день змеи, потерпевшие поражение от св. Георгия, становятся очень злыми, а Егорий Зимний старается защитить от них людей и животных. В одной из легенд рассказывается о том, как змеи пытались ужалить св. Параскеву Пятницу, которая шла по лесу в день Егория Зимнего, но Егорий отогнал змей. Св. Георгий считался также покровителем волков: осенью, когда волки голодны, именно св. Георгий дает им пищу. В легенде говорится, что както раз волк выбежал на дорогу и вцепился зубами в ногу лошади, на которой скакал св. Георгий. Святой ранил его своим копьем. Раненый волк взмолился: «За что ты меня бьешь, коли я есть хочу?» — «Хочешь есть, спроси у меня. Вон возьми ту лошадь, ее хватит тебе на два дня», — ответил тот. «Что у волка в зубах, то Егорий дал», — говорили крестьяне.
      С днем Егория Зимнего связаны события истории, которые нашли свое отражение в известной поговорке «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». В день Егория Зимнего до конца XVI в. крестьяне получали возможность перейти от одного землевладельца к другому. Однако во время царствования Бориса Годунова этот переход был запрещен.


 

 

 

 

О сайте||Карта сайта||Контакты||©2009 mnogodetnaya-semya
По поводу размещения рекламы на страницах сайта переходите
по ссылке -
реклама на сайте Многодетная семья.Ру