Логотип сайта Многодетная семья. Ру

Многодетная
семья

из Тольятти

Гостевая книга 
Форум               

Цикл статей "О русских для иностранцев и не только"

Православный
календарь
2016 г.

2015 г.
2014 г.

2013 г.
2012 г.

Бесплатные юридические консультации

Многодетная семья в России - новости

Почему болеют дети и как с этим бороться?

Кредиты для семьи - большой выбор.

Туризм и отдых для всей семьи.

 

ФотоТольятти
Театр кукол г. Тольятти
Гостиница Жигули г. Тольятти
Центральная площадь г. Тольятти
Памятник строителям КуйбышевГидростроя. г. Тольятти Центральный парк
ДК СинтезКаучук г. Тольятти
Загс г. Тольятти Центральный район
Дума г. Тольятти Центральный район
Кинотеатр Буревестник г. Тольятти
Памятник узникам г. Тольятти
Памятник героям г. Тольятти. Площадь Свободы.

Спасо-Преображенский собор г. Тольятти

Св. Николай Мирликийский чудотворец.

Звонница святого Николая на Центральной площади. г. Тольятти

Николин день. Св. Николай чудотворец.


Главная            

НИКОЛИН ДЕНЬ народное название праздника православного календаря, установленного в память св. Николая Мирликийского (Николая Угодника, Николая Чудотворца, св. Николая, св. Николы) и отмечаемого 9/22 мая (Никола Вешний) и 6/19 декабря (Никола Зимний) Христианское предание относит время жизни св. Николая к первой половине IV в. Он родился, как предполагается, в г. Пата-ре (римская провинция Ликия в Малой Азии) в христианской семье. В житии святого рассказывается, что он с самого раннего детства стремился к познанию слова Божия, к аскетической и уединенной жизни. В молодости он был рукоположен в сан священника и вскоре стал помощником епископа. После паломничества в Иерусалим св. Николай принял решение посвятить себя служению Богу в Сионской обители. Однако через некоторое время св. Николай стал архиепископом в г. Мира — столице Ликии: по христианской легенде, Бог призвал св. Николая оставить обитель и пойти в мир, к людям. Во времена римского императора Диоклетиана, известного своими гонениями на христиан, св. Николай был осужден и брошен в темницу, где подвергся мучениям. После смерти Диоклетиана и прихода к власти императора-христианина Константина он был освобожден из заключения — к этому времени относятся многочисленные рассказы о св. Николае: о том, что он заступался за несправедливо осужденных, спасал от гибели мореплавателей и утопающих, вызволял из темниц пленников, воскрешал умерших, помогал страждущим. Умер св. Николай в Мире около 350 г. В 1087 г. его мощи были перенесены в г. Бари, где и хранятся до сих пор.
      Образ св. Николая пришел на Русь вместе с принятием ею христианства и на протяжении многих веков занимал в религиозном сознании русского народа исключительное место.

А. Петров. Никола. 1294. Икона    А. Петров. Никола. 1294. Икона
  
     Он почитался в России как национальный святой, покровитель русского народа, а также как крестьянский святой и мужицкий заступник. Его называли «святой великий святитель Христов, теплый заступник и скорый помощник». Считалось, что Николаю Угоднику можно молиться «во всех нуждах», что он всегда и всем поможет, ибо добр и милостив.
     Отправляясь в дальний путь, говорили: «Никола в путь, Христос подорожник!», «Бог на дорогу, Никола в путь», «Микола с нами!»; уходя на ратное дело — на «царскую службу горькую», надеялись на его защиту: Да хранит тебя Микола многомилосливой, И от бури да хранит тебя — от падары, И от холода тебя да он от голода, От тычков-пинков ведь он от затыльников! Во бою да сохранит он с неприятелем, От оружьица ведь он да завоенного; И от искры сохранит тобя трескучей, И от этого огня да он от палящего. Впереди да он Микола щитом бере, Позади да он Микола мечом секе, Посторонь да он Микола огнем палит; Тучи нет, а быв как гром гремит, Грому нет, а искры сыплются Считалось, что Николай Угодник имеет ключи от рая:
Николай-то чудотворец,
                                   Чудеса тут он творил:
                                   Седьмое небо отворил,
                                   Ко Христу часто ходил.
       В XVII—XVIII вв. это представление о Николае Угоднике нашло своеобразное отражение в обряде похорон, когда в руки умершему вкладывали «письмо к Николаю» с просьбами о про­щении грехов. Перед свадьбой жениха часто благословляли образом Николая Угодника вместо образа Спасителя. Девушка, выходя замуж, просила благословения не только у Божьей Матери или Спасителя, но и обязательно у св. Николая. Ритуальное приглашение в дом свадебного дружки звучало так: «От великого Николы канун (мед) пей, а от Пречистыя Богородицы хлеб кушай».
    В старинных русских легендах рассказывается о том, например, как Николай Угодник помог крестьянину вытащить застрявшую в грязи тяжело груженную телегу, помог вдове покрыть крышу соломой, защитил женщину от разбойников и т. п. Русские люди верили, что Николай Угодник помогает людям и без специального обращения к нему. Николай Угодник считался также хорошим врачевателем, целителем: верили, что он может воскресить умершего, избавить человека от любой болезни, а среди знахарей было распространено мнение, что Николин день — самый благоприятный для лечения тяжелых заболеваний.
     Николай Угодник в русской деревне почитался как святой, дарующий изобилие, плодородие и богатство. В песнях, исполнявшихся в день Николы Вешнего, рассказывалось о том, что святой ходит по домам, заглядывает в амбары, погреба:
     Еще ходит Никола но погребу, Еще ищет Никола неполного, Что неполного, непокрытого Еще хочет Никола дополнити.
    Крестьяне считали, что благодаря его заботам колосится рожь, цветет гречиха, созревает ячмень: «На поле Микола один бог». Существовало поверье, что во время жатвы он, как рачительный хозяин, ходит по полям, гордясь плодами земными: Как Николушкато по полю ездит, Суслончики пересчитывает Оржаные, пшеничные.

П. П. Чистяков. Три мужика. 1858. Масло П. П. Чистяков. Три мужика. 1858. Масло

   Верили, что Николай Угодник охраняет от бед «крестьянский скот — милый живот». Незаметно для пастуха он приходит в стадо, чтобы защитить его от лешего, диких зверей, лихих людей. В русской деревне крестьяне, приветствуя пастуха, говорили ему: «Микола в стадо!» В случае падежа скота давался обет «повеличать великому Миколе». Николай Угодник рассматривался, наряду со свв. Флором и Лавром, и как покровитель лошадей. В день Николы Вешнего первый раз выгоняли коней в ночное Николай Угодник предстает в поверьях русского народа и во многих других ипостасях. Как и Илья Пророк, Никола считался покровителем рек, озер, морей: св. Николай заботится о водах с 9/22 мая по Ильин день, а Илья Пророк в остальное время года.
    Николай Угодник был также покровителем леса. В старинном заговоре говорится: «Отмыкает святой Никола земную широту, небесную вышину и распускает белых зверей горпосталев чернохвостых» {Успенский 1982, 98). Преследуя зверя, охотники обычно обращались к нему со словами: «Николай Чудотворец! Создай его моим».
     На Николу Вешнего существовал обычай «преподносить» Николаю Угоднику яйца, окрашенные в красный, желтый, зеленый цвет, или яичницу. Женщины и девушки относили часть собранных по домам яиц в церковь и укладывали их перед иконой св. Николая Угодника, а оставшуюся часть съедали во время трапезы, которую устраивали в лесу или на лугу.
     Верили, что Николай Угодник помогает крестьянам пережить зиму. В день Николы Зимнего в северных губерниях Европейской России, например, закалывали в его честь бычкамикольца, которого специально три года откармливали всей деревней. Лучший кусок мяса «отдавали» Николаю Угоднику, т. е. относили в церковь, а остальное съедали мужчины деревни во время совместного пира.
      Дни памяти св. Николая Мирликийского в русских деревнях считались важнейшими после Пасхи праздничными днями. Феофан Прокопович, известный просветитель XVIII в., говорил, что русские люди «память святого Николая выше Господских праздников ставят».

Православный календарь 2015 года на каждый день. 

 

 

   

 

О сайте||Карта сайта||Контакты||©2009 mnogodetnaya-semya
По поводу размещения рекламы на страницах сайта переходите
по ссылке -
реклама на сайте Многодетная семья.Ру